от Юлия Ч. Дата 29.06.2020
Категория: Психология детей

Как развить внимание у ребенка

Внимание – это особенное и уникальное свойство человеческой психики. С его помощью возможно достичь успеха практически в любой деятельности. Поэтому диагностике внимания у детей и его развитию нужно уделять время с самого раннего возраста. И эффективнее делать это в игровой форме.

Содержание

О внимании: коротко и емко

Если не вдаваться в терминологию, то внимание – это способность в нужное время концентрироваться на объектах или действиях. По сути ребенок входит в определенное состояние сознания, направляя все познавательные процессы в одно «русло».

Существует мнение, что 10-20 лет назад дети были гораздо внимательнее современных. И его подтверждают, как психологи, так и педагоги. Дети 21 века с трудом концентрируются на одном действии. Им свойственно состояние рассредоточенности, когда мелкие предметы и фон полностью выпадают из фокуса. Виной тому – мощный информационный объем, который приходится обрабатывать мозгу одновременно. Каждую секунду в мозг ребенка поступают миллиарды сведений:


К этому потоку добавляются:


До 85% родителей считают нормой давать детям гаджеты с 2 лет. И около 70% мам и пап практически с рождения успокаивают грудных малышей с помощью всевозможных приложений на телефонах и планшетах. Дети, действительно, быстро заинтересовываются возможностями смартфонов. И это становится дополнительной нагрузкой на их мозг. Ребенку сложно, а подчас и вовсе невозможно, выбрать главное и отсечь все второстепенные раздражители.

Родители дошкольников живут в постоянной борьбе за внимание детей. Им кажется, что если ребенок неправильно надел носок или пронес ложку мимо рта, то он невнимателен. И необходимо срочно идти с ним в развивающий центр. На самом деле такое поведение вполне нормально для малышей – из всего объема информации они выхватывают что-то одно, отсекая все мешающее на данный момент. Но постепенно маленького человека можно научить охватывать большее количество предметов и действий. Особенно важно сделать это до поступления в первый класс.

Виды внимания

Для того, чтобы эффективно развивать внимание, нужно понимать принцип его действия. По направленности оно делится на 2 большие группы:


Внешнее внимание включается, когда ваш ребенок:


В такие моменты совокупность его познавательных навыков направлена вовне. Длительность нахождения в этом состоянии зависит от возраста:


Если ваш ребенок внезапно замер и «отключился» от внешних раздражителей, значит работает внутреннее внимание. В результате рождаются фантазии, смелые предположения и размышления.

У разных детей проявления внешнего и внутреннего внимания не одинаковы. Одни от рождения склонны концентрироваться на внешних раздражителях. Другие ориентируются на внутреннее внимание. Продумывая занятия с детьми, обязательно учитывайте этот момент.

Существует еще одна классификация внимания:


Первое доминирует у дошкольников. Примеры включения непроизвольного внимания знакомы всем мамам и папам:


Произвольное внимание требует определенных навыков управления:


Чем старше ребенок, тем проще ему концентрироваться. Сначала это затрагивает только процесс игры – 5-летний малыш может час-полтора:


Постепенно дети совершенствуют свои навыки. Они становятся более усидчивыми и сосредоточенными. Поэтому к 7 годам могут:

Младший школьник еще не отличается сформированной мотивационной сферой. Но развитое внимание позволяет ему успешно учиться и самостоятельно стремиться к познанию.

Свойства

Работая над вниманием, нужно учитывать и его свойства:

Психологи дают четкое определение каждому из приведенных пунктов.

Объем внимания отражает то, на скольких предметах одновременно может сконцентрироваться ребенок. Понаблюдайте за ним в обычной жизни. Например, предложите посмотреть на полку с игрушками, а через 15-20 секунд поверните малыша спиной. Сколько предметов он сможет назвать? Не пугайтесь, если это будут 2-3 игрушки. Даже для 5-летнего ребенка это норма. Но описанное свойство хорошо поддается развитию. И при некоторых усилиях объем способен увеличиться в несколько раз.

С этой целью почаще играйте с ребенком в игры-запоминалки:

 По тому, сколько вещей малыш назовет, можно судить об объеме его внимания. Со временем игру можно усложнить, задавая дополнительные вопросы:

Тренируя внимание, обязательно учитывайте возрастные особенности детей:

Также младшие школьники замечают особенности поведения людей, могут описать их одежду и вещи, которые были в руках.

Говоря об устойчивости внимания, психологи имеют в виду способность сосредоточиться на определенном действии. Например, четырехлетки увлеченно играют со сверстниками или в одиночестве до получаса. Но уже через год у:

Концентрация внимания активно развивается к дошкольному возрасту. Она отвечает за обретение ребенком навыка выделять главное и не отвлекаться на внешние раздражители. Дошкольник способен заниматься интересным делом, не замечая:


Все дополнительные факторы отходят на второй план и не могут помешать ребенку. В этом же возрасте на 35% возрастает интерес к таким играм как:

Это также свидетельствует о растущей концентрации.

Переключение внимания с одного объекта на другой – это сложный навык, управлять которым детям крайне сложно. К школьному возрасту им в той или иной мере овладевают 68% детей. Еще 28% учатся переключаться с одного действия на другое в 11-12 лет. Детям требуется серьезное волевое усилие, чтобы, например, после 10 минут восприятия учителя начать решать задачи.

До 90% детей дошкольного и младшего школьного возраста испытывают затруднения с распределением внимания. Это свойство отвечает за возможность учитывать сразу несколько параметров, занимаясь одним и тем же делом. Например, на уроке рисования ребенок одновременно должен:


Чаще всего более половины действий выпадает из сферы внимания.

Особенности развития внимания

«Будь внимательнее». «Не отвлекайся!». «Не вертись!». Каждый родитель говорит подобные фразы малышу, когда ему никак не удается выполнить то, что от него требуется. Но 56% родителей не ограничиваются разговорами. Они готовы работать над развитием внимания, но не знают, с чего начать.

Психологи рекомендуют провести небольшую подготовку:


Последнее занятие способствует не только развитию внимания, но и:


Просите ребенка пересказывать, придумывать новых героев, которые могли бы быть в сказке.

Методики развития внимания

В психологии и педагогике существует масса методов, направленных на развитие внимания у детей разного возраста. Вводить игры и задания нужно поэтапно, наблюдая за ребенком. Возможно, какие-то игры ему совсем не понравятся. Не стоит настаивать. Помните – даже у детей младшего школьного возраста результат достигается через игру.

Проверка внимания: задания для каждого

Перечисленные ниже упражнения вы можете использовать с 2 целями:


Они одинаково хорошо работают в обоих направлениях. И имеют массу вариаций.

Одно из самых простых заданий – найти отличия:


Для малышей хорошим результатом будут 3-4 найденных отличия. Детям постарше можно давать задания с 10 и более отличиями.

Определение изменений – простая игра. Она может выстраиваться на:


Суть игры заключается в следующем:


Это могут быть:


Задача ребенка – заметить, что изменилось. Со временем игру можно усложнить новыми вопросами:


Такие упражнения оказывают положительное влияние и на память малыша.

Лабиринты и «путалки» отлично развивают внимание. Удобно, что с их помощью можно придумывать многочисленные игры в соответствии с возрастом ребенка.

«Перепуталки» - одна из любимых детских игр. Подготовить занятие просто:

Подобные задания делаются легко. К тому же они поднимают самооценку исполнителя - детишки любят:


Обычные раскраски тоже можно использовать для развития внимания. Предложите ребенку последовательно раскрасить, например:

Вполне вероятно, что сначала он будет путаться. Но регулярные тренировки избирательного внимания быстро дают положительный результат.

Тест Мюнстерберга

Это задание подходит для детей, хорошо владеющих навыками чтения. Суть теста сводится к следующему:


Важно учесть, что:


Одновременно с тренировкой избирательного внимания тест помогает развить навык скорочтения.

«Корректурная проба»

Упражнение подходит для детей любого возраста:


Изображения подбираются в соответствии с возрастом исполнителя:


При знакомстве с игрой можно давать одно задание. К примеру, вычеркнуть треугольники или Колобка. Со временем упражнение усложняется – даются 2-3 разных задания:


Для детишек, которые учатся читать, эта игра незаменима. Она помогает:

При регулярном применении «Корректурной пробы» приобретение навыка беглого чтения происходит в 2 раза быстрее, чем обычно. Хорошие результаты наблюдаются у 80% детишек.

Упражнения из «ничего»

Для того, чтобы заниматься с ребенком, необязательно иметь специальные дидактические материалы. Игры вполне можно придумывать самим и с теми предметами, которые есть дома.

Для самых маленьких

Простое упражнение на внимание делается с помощью любимых игрушек ребенка:


Теперь поинтересуйтесь, кто отстал по пути.

«Топалки и хлопалки» - интересная и эффективная игра:


Предложения могут быть абсолютно разными:


Детишкам до 4 лет можно давать время на обдумывание. Ребенок постарше способен отвечать сразу.

Игра «Три задания» подходит для коллективных и индивидуальных занятий. Сигналом к началу игры становится команда «Замри». После этого родители/ведущие дают 3 задания, которые нужно выполнить в четкой последовательности. Например:


После команды «Отомри» ребенок приступает к выполнению. Постепенно задача усложняется:


Игра «Мы знаем!» также подходит для коллективных занятий. Ее суть проста:


У 65% детей наблюдаются проблемы со слуховым вниманием. Поэтому игры на его развитие крайне востребованы и разнообразны:

Одна из игр на слуховое внимание – хлопки. Предварительно родители говорят ребенку, что он должен сделать на 1,2,3…10 хлопков. Задача исполнителя:


Хороший результат дает игра на описание предметов. Она имеет 2 вариации:

Удобно, что играть в нее можно дома, во время прогулки или поездки.

Для детей постарше

Если малыш хорошо считает, то ему подойдет следующая игра:


Мячик дает массу возможностей для развития внимания. Вот одна из простейших игр:


Или такой вариант:


Задания на время тоже довольно разнообразны. Ребенка можно попросить назвать за полминуты как можно больше предметов:


По мере развития внимания задания усложняются. Например, можно:


Подобные упражнения одновременно тренируют и память.

Игра в «букашку» поможет детям не только стать внимательнее, но и:


Перед началом игры подготовьтесь:


Суть задания проста:


Например:


Малыш должен в точности выполнять команды. Как только он освоится и перестанет ошибаться, игру можно усложнить:


В последнем случае игроку придется мысленно передвигаться по клеткам. В итоге он должен указать, где остановилась «букашка». С первого раза выполнить все правильно удается не более 15% детей.

И не забывайте хвалить и подбадривать чадо, даже если у него не все получается. Дети, которых родители поддерживают, несмотря на результат, быстрее овладевают новыми навыками и легче усваивают информацию. А значит в итоге они окажутся в разы внимательнее своих сверстников.

Создать комментарий