Как развить память у ребенка - В глубине души - онлайн психологический центр

Как развить память у ребенка

Память – это важнейшая психическая функция человека. С ее помощью маленький человек учится отождествлять себя, осмысливает опыт, развивается и усваивает новую информацию. В любом возрасте память поддается тренировке. Но особенно впечатляющий результат дают регулярные занятия в дошкольном возрасте.

Содержание

Память: интересно о привычном

О том, что сведения остаются в голове человека не просто так, люди догадывались еще в древние времена. И строили предположения о том, каким образом это происходит. Древние греки, например, представляли информацию в виде мельчайших частиц, которые в прямом смысле слова оседают на мозге, оставляя отпечаток. Именно он, по мнению греческих ученых и философов, позволял в нужное время извлекать данные из головы. Вот только, почему возможность запоминать у людей не одинакова, они никак не могли объяснить.

Для современных людей не является секретом тот факт, что память основана на 3 «китах»:

  • запоминание;
  • удержание;
  • воспроизведение.

Если говорить более детально, то память работает следующим образом:

  • возникновение возбуждения, вызванного новой информацией;
  • формирование следа от прошедшего сигнала;
  • сохранение возникших нейронных связей.

Не так давно ученые доказали, что память начинает развиваться у детей еще в материнской утробе. Малыши не только запоминают, но и отлично различают голоса близких людей. А также:

  • мелодии;
  • отдельные часто повторяющиеся звуки.

Маленький человечек уже приходит в этот мир с некоторым объемом памяти. И главная задача родителей – помочь ему ее развить.

Виды памяти

Детская память существенно отличается от взрослой. Но подпадает под общую классификацию. Психологи выделяют следующие ее виды:

  • моторная – связана с двигательной активностью;
  • образная – в эту группу включают слуховую, зрительную и осязательную память;
  • словесно-логическая – связана со способностью к обучению;
  • эмоциональная – связана с чувственным восприятием полученной информации.

Перечисленные категории у человека развиты не одинаково. И на то существует несколько причин:

  • возраст – на разных этапах взросления преобладает тот или иной вид памяти;
  • предрасположенность – у каждого из нас генетически заложен преобладающий вид памяти;
  • необходимость – в зависимости от жизненных обстоятельств человеку приходится в большей степени опираться на какой-то один вид памяти.

Психологи разделяют память на 2 больших группы:

  • непроизвольная;
  • произвольная.

Оба вида «работают» вне зависимости друг от друга. В случае с непроизвольной памятью запоминание происходит само собой. Яркие эмоционально окрашенные события остаются в памяти без каких-либо усилий. Поэтому у малышей этот вид памяти превалирует над остальными.

Произвольное запоминание требует некоторых усилий со стороны человека. Она задействуется, когда требуется, например:

  • выполнить поставленную задачу;
  • достичь цель.

Нельзя не упомянуть еще про 2 вида памяти:

  • кратковременная;
  • долговременная.

Информация, попавшая в первое «хранилище», находится там ограниченный промежуток времени. После извлечь ее будет уже невозможно. Обычно кратковременная память «включается», когда человеку в небольшие сроки нужно обработать внушительный информационный массив:

  • данные попадают в кратковременное «хранилище»;
  • раскладываются по «полочкам»;
  • извлекаются по мере необходимости;
  • «стираются» за ненадобностью.

Долговременная память – это практически вечное «хранилище». За него отвечает область мозга под названием «гиппокамп». Она активно формируется от рождения вплоть до 3 лет. Около 85% людей начинают помнить себя именно с этого возраста. Сведения, попавшие в долговременную память, надежно «отпечатываются». Поэтому всегда доступны к извлечению.

Особенности детской памяти

Дети не только видят, но и запоминают информацию по-особенному. Причем год от года эта функция психики развивается и трансформируется. Каждый этап очень важен для формирования успешной и гармоничной личности:

  • 0-1 год – активизируется моторная память: малыш знакомится с собой и миром через систему движений и прикосновений;
  • 2-3 года – к моторной добавляются образная и непроизвольная память: дети запоминают яркие события, близких людей и даже способны хранить сведения в голове в течение нескольких дней;
  • 3-6 лет – постепенно подключается долговременная память, что способствует образованию прочных нейронных связей;
  • 7-10 лет- обучение в школе стимулирует развитие произвольной памяти.

В более старшем школьном возрасте память максимально приближается ко взрослой. Превалирующими становятся 2 ее вида:

  • долговременная;
  • произвольная.

Но если мы говорим о дошкольника, то их память можно охарактеризовать следующими словами:

  • кратковременная;
  • непроизвольная;
  • образная.

За счет этого дети не могут запомнить цепочку последовательных событий. Из целого они «вырывают» наиболее яркие кусочки. Причем эмоциональная окраска может быть, как позитивной, так и негативной.

Детский мозг обладает высокой нейропластичностью. Поэтому легко изменяется и адаптируется к чередующимся условиям окружающей среды. Этим свойством можно воспользоваться для развития памяти. Ведь в период активного формирования нервной системы сделать это проще всего.

Но перед началом регулярных занятий с ребенком психологи рекомендуют провести тестирование памяти. Это позволит определить, в каком направлении нужно работать родителям.

Диагностика памяти

Любые занятия должны проводиться в игровой форме. Мамам и папам нельзя забывать об этом ни на минуту! Как только ребенок начнет капризничать или баловаться, стоит остановиться. Только так вы сможете поддерживать интерес к занятиям и получите хороший результат.

Тестирование кратковременной памяти

Это очень простой метод, который подходит детям от 3-4 лет. На подготовительном этапе родителям нужно начертить таблицу:

  • 10 ячеек по горизонтали;
  • 6 по вертикали.

Суть теста заключается в следующем:

  • мама называет ребенку 10, ничем не связанных между собой слов;
  • просит малыша назвать то, что он запомнил;
  • каждое названное слово отмечается в таблице плюсиком.

Таким образом делается 5 повторов. Затем ребенка нужно отвлечь. Хорошо занять его подвижной игрой или чем-то, что он очень любит. Спустя час вновь попросите его назвать слова, но уже без предварительного прочтения.

Если память малыша развита, то с каждым разом он будет называть все больше слов:

  • 1-3 повторение – 4-6 слов;
  • 4-5 прочтение – 8-10 слов.

Этот тест отражает не только уровень развития кратковременной памяти, но и слуховой. К тому же он позволяет определить некоторые имеющиеся у ребенка проблемы:

  • снижение количества слов после первоначально высокого числа повторов – неустойчивое внимание;
  • изначально очень высокое количество запомненных слов с последующим резким снижением – повышенные утомляемость и рассеянность;
  • первое и последнее слова – нежелание играть (в этом случае вернуться к тесту стоит спустя день-два).

При проведении диагностики соблюдайте простые правила:

  • слова подбираются короткие и знакомые ребенку;
  • обязательны паузы между словами;
  • слова произносятся четко и громко.

И не забывайте хвалить малыша! Даже если его результаты будут более, чем скромные.

Проверка опосредованного запоминания

Этот вид запоминания связан с наглядными образами. Поэтому для тестирования понадобятся карточки с изображениями:

  • животных;
  • предметов;
  • явлений.

Теперь нужно выбрать слова, к которым могут подойти эти карточки. Причем последних должно быть в 2 раза больше, чем первых. Для диагностики достаточно будет 10 слов.

Игра выстраивается следующим образом:

  • мама выкладывает перед ребенком карточки;
  • называет слово и предлагает малышу выбрать карточку, которая поможет ему запомнить названное;
  • просит ребенка объяснить связь между словом и карточкой.

Например, мама говорит «сад». Ребенок разглядывает картинки и выбирает изображение цветка. Далее он объясняет, что в саду растут цветы.

После 10 слов откладывайте карточки и займитесь любыми другими играми по желанию испытуемого. Спустя час посадите малыша за стол и попросите при помощи карточек вспомнить названные ранее слова.

Если вспомнилось более 5, то значит память развита хорошо и беспокоиться не о чем. Худший результат свидетельствует о необходимости почаще тренировать память.

Диагностика «Пиктограмма»

Интересный тест, который можно проводить с детишками от 5 лет. Перед его началом подготовьте:

  • лист бумаги;
  • ручку или карандаш;
  • секундомер.

Игра выстраивается довольно просто:

  • мама называет ребенку 10 разных слов или коротких фраз;
  • пауза между ними составляет около 20 секунд;
  • на каждое слово ребенок схематично рисует картинку, которая потом поможет ему запомнить названное;
  • по истечении времени малышу предлагается вспомнить все сказанное матерью, опираясь на рисунки.

На задание отводится не более 5 минут. В дальнейшем:

  • количество слов можно довести до 16;
  • увеличить время выполнения.

Более половины повторений говорят о том, что у ребенка хорошо развиты:

  • опосредованное запоминание;
  • умение выстраивать ассоциативный ряд.

Сами картинки тоже многое расскажут родителям. Для анализа рисунков их придется разделить на 3 группы:

  • абстрактные или символические;
  • сюжетные;
  • конкретные.

Абстрактные изображения – линии, фигуры, символы – свойственны детям с логическим мышлением. Они склонны обобщать информацию и извлекать из нее главное.

Сюжетные рисунки – действия или метафорические изображения – рождает мозг творческих детей. Превалирующим для них является образное мышление. Они очень эмоциональны и обладают богатым воображением.

Конкретные изображения в 85% случаев опираются на собственный опыт «художника». Такие рисунки свойственны 73% детей в возрасте до 10 лет. Это связано с преобладающим у них конкретно-действенным мышлением.

«Пиктограмма» дает возможность проверить и готовность к школе. О ней можно говорить, если рисунки:

  • равномерно распределены по всей поверхности листа;
  • расположены последовательно;
  • вместились на один лист.

Принято считать, что дети, умеющие организовывать пространство и свою деятельность, на 87% психологически готовы к школьному обучению.

Игры и упражнения на развитие памяти

Для того, чтобы развить память своего чада, не нужно посещать специальные центры или нанимать педагога. Занятия можно проводить дома с минимальным количеством подручных материалов.

«Репортер»

Играть можно практически везде:

  • дома;
  • во время прогулки;
  • в машине;
  • в автобусе.

Ребенку предлагается представить, что он превратился в самый настоящий фотоаппарат и должен «запечатлеть» человека или событие:

  • во время счета до 10 малыш внимательно смотрит на объект;
  • отворачивается;
  • начинает перечислять характерные признаки предмета или описывать увиденное событие.

Чем больше деталей он назовет, тем крепче его память.

Удобно, что игру можно подстроить под интересы ребенка. Он бредит индейцами? Предложите ему взять на себя роль вождя, следящего за бледнолицыми. Любит шпионов? Пусть он превратится в суперсекретного агента на задании.

«Беспорядок»

Игра, развивающая память и внимание, может быть организована специально или по ходу выполнения обычных домашних дел. Например, вы помыли посуду и выложили тарелки на стол, чтобы протереть их. А теперь:

  • попросите ребенка внимательно посмотреть на посуду;
  • поверните его спиной к столу;
  • быстро переставьте предметы (уберите некоторые или, наоборот, добавьте);
  • дайте ребенку задание привести все к изначальному виду.

Вполне вероятно, что сначала задача покажется малышу невыполнимой. Но со временем он будет легко замечать изменения.

«Маленький иллюстратор»

Слуховая память у 67% детей развита хуже, чем другие ее виды. Поэтому тренировкам обязательно нужно уделять пристальное внимание:

  • прочитайте ребенку небольшой рассказ или стих;
  • предложите сделать к нему иллюстрацию.

Будьте готовы к тому, что задание вызовет затруднение. Не торопитесь и помогите малышу:

  • попросите его пересказать прочитанное;
  • задайте несколько наводящих вопросов;
  • помогите восстановить последовательность действий в сюжете.

После 3-4 подобных занятий дети показывают хорошие результаты.

«Угадай звуки!»

На развитие слуховой памяти направлено и следующее упражнение:

  • завяжите ребенку глаза;
  • последовательно позвучите разными предметами, находящимися в комнате;
  • попросите по порядку назвать, какой предмет стал источником звука.

Для первых занятий достаточно 5 звуков. Например:

  • стук в дверь;
  • колокольчик;
  • звонок будильника;
  • звук наливающейся в стакан воды;
  • писк резиновой игрушки.

Обязательно поинтересуйтесь, трудно ли было ребенку. По мере освоения игры количество звуков можно увеличить в 2 раза.

«Путешествие»

Каждый ребенок регулярно проделывает один и тот же путь:

  • в детский сад;
  • на площадку;
  • в магазин.

Хорошей тренировкой памяти будет мысленное путешествие по знакомым местам. Предложите малышу представить дорогу в известное ему место. Пусть он расскажет:

  • что растет по пути;
  • какие дома находятся рядом;
  • какого цвета встречающиеся предметы;
  • куда нужно поворачивать.

Помогайте своему чаду наводящими вопросами. Сначала их будет много. Но после регулярных занятий 73% детей обходятся и вовсе без помощи взрослых.

«Танцевальная площадка»

Двигательная активность стимулирует мозговую деятельность. К тому же дети обожают активные игры. А значит занятие придется им по душе!

Суть игры проста:

  • вы молча (можно под музыку, но без комментирования) показываете 5-6 движений;
  • ребенок повторяет их в той же последовательности.

Разнообразить упражнение можно его вариациями:

  • мама вслух описывает каждое действие, а ребенок по команде выполняет их;
  • идентичен изначальному варианту, но мама не показывает движения, а делает определенные действия (взять книгу, присесть на стул, посмотреть в окно).

Обычно подобные занятия проходят весело и дарят массу положительных эмоций.

«Кукольный театр»

Активизировать моторную память можно и с помощью другой интересной игры:

  • ребенку завязывают глаза;
  • мама, придерживая его, проводит по придуманному маршруту;
  • ребенок запоминает дорогу в точности до количества шагов и поворотов;
  • при возвращении в исходную точку повторяет маршрут с открытыми глазами.

Если задача окажется легкой, то в следующий раз маршрут для «куклы» можно усложнить рядом дополнительных действий:

  • присесть;
  • обернуться вокруг себя;
  • подпрыгнуть.

Упражнение подходит для детей, хорошо владеющих счетом.

«Веселая нелепица»

Задание развивает не только память, но и:

  • ассоциативное мышление;
  • воображение.

Суть игры сводится к следующему:

  • ребенку называют 10 ничем не связанных между собой слов;
  • он придумывает из них цепочку образов.

Важно, чтобы слова:

  • использовались в сюжете последовательно;
  • были существительными;
  • образовали историю.

Предположим, что выбранные для игры слова были такими:

  • корова;
  • ночь;
  • дерево;
  • арбуз;
  • машина;
  • телефон;
  • гусеница;
  • тарелка;
  • сумка;
  • книжка.

Из них составляется весьма необычная история: «Корова вышла погулять ночью, ночью на поле выросло дерево, на дереве появились арбузы, арбузы загрузили в машину, в машине валялся телефон, по телефону позвонила гусеница, гусеница купила себе тарелку, тарелка вместилась в сумку, на сумке изображена книжка».

С помощью придуманной цепочки событий ребенок способен запомнить большое количество слов, не имеющих между собой ничего общего.

«Юный актер»

Эффективное упражнение на развитие:

  • памяти;
  • речи;
  • эмоциональности.

Дети обычно с большим энтузиазмом воспринимают эту игру:

  • разучивают небольшое стихотворение или скороговорку;
  • читают текст на память от лица выбранного персонажа или, отталкиваясь от предложенных условий.

Например:

  • очень веселый человек;
  • голодный щенок;
  • испуганный мышонок.

Варианты весьма разнообразны. Поэтому игра долго не наскучит детям.

Как еще укрепить память?

Для развития памяти недостаточно игр, упражнений и заданий. Обычные, на первый взгляд, действия способны в 10 раз усилить эффект от регулярных занятий:

  • увеличение физической активности повышает способности мозга к восприятию и обработке информации;
  • полноценный сон способствует восстановлению разных процессов памяти;
  • объятия и поцелуи формируют крепкие эмоциональные связи между детьми и родителями, поддерживая здоровье мозга;
  • искренний смех активизирует работу областей мозга, отвечающих за творчество и обучение.

Согласно последним данным ВОЗ, около 20% детей в возрасте до 10 лет имеют серьезные проблемы с памятью. Если вы заметили, что ребенок испытывает сложности с запоминанием информации, то помогите ему развить и укрепить свою память. И он обязательно порадует вас своими успехами!

Как развить мышление у ребенка
Как развить внимание у ребенка
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
26.04.2024

Все материалы сайта не являются публичной офертой

Разработка сайта JS-media | Веб-студия