от Юлия Ч. Дата 07.07.2020
Категория: Психология детей

Как развить мышление у ребенка

Мышление относится к высшим познавательным процессам. Его можно представить в виде движения идей, которые раскрывают суть вещей, предметов и явлений. Именно этот процесс отвечает за навыки работы с информацией и умение извлекать из нее максимум пользы. А появляющиеся с течением времени определенные привычки мышления определяют будущую жизнь человека на 65%. Развивать мышление ребенка можно и нужно с самого рождения. Но наиболее продуктивным периодом психологи считают временной интервал от года до 10-12 лет. 

Содержание

Коротко о мышлении

До 83% современных родителей, как показывает практика, уверены, что для развития мышления достаточно специальных игрушек. Если вы тоже находитесь в плену этого убеждения, то поспешим вас расстроить – мышление является сложным познавательным процессом и эффективно развивается только в тесном взаимодействии ребенка и постоянно контактирующих с ним взрослых.

Нельзя забывать и о том, что мыслительная деятельность представляет собой фундамент успешного обучения. Дети, родители которых целенаправленно занимались развитием мышления, при поступлении в школу выделяются на фоне сверстников по целому ряду параметров:

Детское мышление формируется как сложная многоуровневая система, в которую включены:

Годовалый малыш не просто пассивно воспринимает окружающий мир, а стремится понять его. Он соотносит доступное ему восприятие с ощущениями, открывая для себя нечто новое.

В процесс мышления входит совокупность связанных между собой действий:

В соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальных особенностей этот перечень варьируется.

Этапы развития и виды мышления у детей

В каждом ребенке природа заложила такой способ познания окружающего мира как мышление. Даже новорожденные могут совершать простейшие мыслительные процессы. И главная задача родителей – развить их. А также:

Но стоит учитывать, что дети не сразу приходят к тому осмыслению предметов и вещей, которые свойственны взрослым. Малышам приходится пережить 3 этапа развития, на которых родительскую помощь и поддержку сложно переоценить.

Наглядно-действенное

Это ведущее мышление у детей от года до 3 лет. В этот период между словами «мыслить» и «действовать» стоит знак равенства. Каждая мысль малыша мгновенно отражается на его лице и преобразовывается в определенные практические действия.

Каждый родитель сталкивается с такими ситуациями сотни раз в день. Вот ваш ребенок, играющий в песочнице, заприметил у рядом стоящего мальчика красивую машинку. Секунда – и игрушка отобрана, а детский конфликт переходит в разряд родительского. Или иная ситуация: малыш видит на кухне чайник и тут же хватает его, чтобы понять, что это за предмет.

Наглядно-действенное мышление тесно связано с практикой:

До 3 лет дети не могут представить, какие-либо действия с предметом. Им важно ощущать его тактильно, погрызть, облизнуть, покрутить и в конечном итоге найти применение.

Развитие наглядно-действенного мышления происходит только на фоне практических действий. Причем по мере возможностей ребенок будет многократно повторять манипуляции с интересующим его предметом. Это позволит ему:

Словесные объяснения сути явлений и вещей, не подкрепленные действиями или сознательно отрезанные от них, никаким образом не влияют на развитие мыслительных процессов ребенка до 3 лет. А более 80% детей их и вовсе не воспринимают.

Наглядно-образное мышление

Этап формирования наглядно-образного мышления растягивается на период от 3 до 5 лет. У 10% детей он затягивается вплоть до поступления в школу. Но таким детишкам обучение дается довольно тяжело.

Для наглядно-образного мышления свойственно оперировать не столько самими предметами, сколько их образами. Ребенок зачастую моделирует ситуацию из подручных средств, стараясь максимально точно скопировать поведение и действие взрослых.

Подражание в этот период становится ведущей деятельностью. Поэтому, чем активнее и плодотворнее выстраивается взаимодействие между взрослыми и детьми, тем быстрее развивается мышление.

Интересно, что образное мышление – динамичный процесс. В подростковом возрасте оно принимает более сложную форму. А у 10-15% людей остается превалирующим. Это связано с особенностями деятельности мозга. Такие люди обычно выбирают для себя творческие профессии, становясь известными художниками, поэтами, актерами.

Словесно-логическое

Переход к этому виду мышления довольно длительный - он начинается в 5-6 лет и заканчивается в среднем к 11 годам. Суть словесно-логического мыслительного процесса сводится к оперированию понятиями. Если ранее ребенок опирался только на свой опыт, то теперь он действует иначе:


На протяжении жизни все перечисленные виды мышления находятся в постоянном взаимодействии. Действия практические можно считать основой, так как только через внешнее осуществляется переход во внутреннее. Но опыт и понимание смыслового контекста происходящего дают действиям иную нагрузку. А значит развивать детское мышление необходимо на всех этапах.

Переход к этому виду мышления довольно длительный - он начинается в 5-6 лет и заканчивается в среднем к 11 годам. Суть словесно-логического мыслительного процесса сводится к оперированию понятиями. Если ранее ребенок опирался только на свой опыт, то теперь он действует иначе:


На протяжении жизни все перечисленные виды мышления находятся в постоянном взаимодействии. Действия практические можно считать основой, так как только через внешнее осуществляется переход во внутреннее. Но опыт и понимание смыслового контекста происходящего дают действиям иную нагрузку. А значит развивать детское мышление необходимо на всех этапах.

Еще несколько слов о видах мышления

Классифицировать мыслительный процесс можно и по другим категориям. В психологии принято учитывать разделение на виды по характеру решаемых задач:


Еще выделяют такие виды как:

Существуют и специфические виды мышления. Они отражают личностные качества и свойства человека:


Но каким бы ни было ведущее мышление ребенка, важно его качество. Это та база, на основе которой формируется интеллект пока еще маленького человека.

Мыслительные операции

В процессе мышления ребенок использует универсальные операции. И чем лучше отточена способность применять их в разных ситуациях, тем более развито мышление. Психологи выделяют 4 основных операций:


Каждый пункт списка требует пояснений.

Сравнение

Суть этой операции знакома каждому взрослому – выявление общего и различного в предметах и явлениях. Для того, чтобы малыш легко и просто пользовался этой категорией, родителям необходимо научить его 2 вещам:


Лучший возраст для развития навыков работы с этой категорией – 2 года. С этого периода можно регулярно заниматься на предмет сопоставления. Двухлетний ребенок уже может проводить сопоставление по разным группам признаков:


Например, конфета и яблоко сладкие. Но конфета – это десерт, а яблоко – фрукт.

Анализ

Эта операция подразумевает вычленение в изучаемом предмете определенных:


Проводя анализ, ребенок «раскладывает» объект на составляющие части и выявляет необходимые.

Синтез

Операция тесно связанна с предыдущей. Если ребенок овладел анализом, то и синтез ему поддастся без труда. В этой категории из отдельных признаков и черт создается нечто целостное. Хорошей иллюстрацией синтеза служит обучение чтению – звуки и слоги сливаются в слова, дающие большой информационный массив.

Обобщение

К занятиям по развитию навыка обобщения можно приступать не раньше 6-7 лет. До этого возраста ребенок может без особого напряжения оперировать названиями разных предметов, но объединить их в одну группу ему сложно.

Развить мыслительные способности можно лишь по мере расширения словарного запаса ребенка. «Сигналом» к началу занятий на обобщение для родителей будут следующие признаки:


У 40% детей перечисленные качества проявляются в 5 лет. Для 55% дошкольников возможности обобщать открываются в 6-7 лет. И еще у 5% детишек это время наступает в 8-10 лет.

Формы мыслительной деятельности

Для того, чтобы правильно развивать мышление детей, родителям необходимо понимать, какие формы принимает эта деятельность. Их – 3:

Суждение

Суждения представляют собой работу ума, направленную на:


Часто суждения базируются на эксперименте. Такая деятельность дает хороший результат у дошкольников, которым важно на основе действий и опыта прийти к какому-либо логическому выводу.

Понятие

Понятие – это более сложная форма мышления. Она становится доступна детям по мере увеличения информационного потока, воспринимающегося и обрабатываемого мозгом.

На основе полученных данных ребенок приобретает некоторые понятия об явлениях и вещах, многие из которых он не может представить наглядно. Например, двухлетний малыш не сможет объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. Зато пятилетний ребенок быстро расскажет, какое поведение считается плохим, а какое – хорошим.

Формирование понятий о самых разных вещах происходит одновременно с представлением о соотношении причин и следствий. К примеру:


Понятийная база значительно расширяет кругозор и способствует развитию мышления.

Умозаключения

Это – самый высокий уровень познавательной деятельности. Он основан на суждениях и сложившихся понятиях. Например, в выходной день семилетний малыш просыпается от звуков дождя. Он помнит, что на сегодня планировался поход в зоопарк. Но в дождь это невозможно, поэтому мама с папой отменят зоопарк. И он расстроен.

Диагностика развития мышления

Научить ребенка думать – главная забота родителей. В зависимости от возраста и особенностей чада они должны:


Проще всего сделать это в игровой форме. Но перед началом занятий стоит проверить уровень мышления ребенка. С помощью простейших методик, облаченных в форму игры, эта задача окажется по силам каждому родителю.

Обобщение понятий

Эта методика хороша тем, что подходит для детей разного возраста:


Суть задания проста – одним словом назвать изображенные на картинках предметы:


Важно, чтобы слова были из разных категорий. Это позволит максимально расширить кругозор и словарный запас ребенка.

Классификация предметов

Для этого задания родителям понадобятся карточки с изображениями предметов или живых существ. В каждой группе должно быть не меньше 5 карточек (например, фрукты – яблоко, груша, ананас, банан, слива). Общее количество изображений – около 30. Учитывайте уровень познания ребенка и выбирайте только знакомые ему предметы

Игра выстраивается следующим образом:

В процессе родителям нужно понять:


Чем больше предметов свяжет между собой малыш, тем выше уровень его мышления.

После распределения всех карточек по группам предложите ребенку объединить между собой группы, имеющие общие признаки. Предположим у вас получилось 6 категорий:


Ребенок должен сгруппировать их с объяснениями следующим образом:


В этой части игры важно понять, каким образом выстраивается мыслительный процесс. Пусть на первых порах ребенок рассуждает вслух. А вы помогайте ему наводящими вопросами.

Задание в зависимости от возраста испытуемого можно усложнять, предлагая сгруппировать предметы по определенному признаку:


На первых занятиях будет достаточно выполнить одну часть задания. Иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к подобным играм.

Невербальная классификация

Эта методика во многом идентична предыдущей. Для задания подготовьте 20 карточек, сгруппированных по 10 изображений. Вариаций здесь много:


Упражнение выстраивается в несколько этапов:


После попросите малыша объяснить, почему он сгруппировал картинки таким образом. Для детей 5-6 лет задание усложняют – просят разложить карточки без образца.

Хорошим результатом считают 2-3 ошибки. Они свидетельствуют о рассеянности и невнимательности ребенка. Более 5 ошибок «говорят» о том, что ребенку не доступно обобщение и работать нужно в этом направлении.

Эта методика во многом идентична предыдущей. Для задания подготовьте 20 карточек, сгруппированных по 10 изображений. Вариаций здесь много:


Упражнение выстраивается в несколько этапов:


После попросите малыша объяснить, почему он сгруппировал картинки таким образом. Для детей 5-6 лет задание усложняют – просят разложить карточки без образца.

Хорошим результатом считают 2-3 ошибки. Они свидетельствуют о рассеянности и невнимательности ребенка. Более 5 ошибок «говорят» о том, что ребенку не доступно обобщение и работать нужно в этом направлении.

Выбор правильного слова

Упражнение рассчитано на определение умения выбирать наиболее существенный признак:

Например:


Сложность задания заключается в том, что многие слова покажутся ребенку подходящими. Но только одно идеально характеризует описываемый предмет. Для пальто это будут рукава. А для снега прилагательное «холодный».

Исключение лишних слов

Задание воспринимается ребенком на слух:


Для одного упражнения достаточно 10 сочетаний. Выбор падает на понятные ребенку слова. В качестве примера приведены следующие группы:


Будьте готовы к тому, что ваше чадо растеряется и не даст хорошего результата. Около 87% детей испытывают затруднения с подобными заданиями. Но через время с легкостью справляются с ними.

Последовательные картинки

Эта методика направлена на диагностику по совокупности параметров:


Для игры понадобятся сюжетные карточки (не более 6 штук). Перемешайте их и попросите малыша разложить картинки по порядку. После:


Если ребенок не только правильно разложил картинки и составил сказку, но и верно выделил главных героев, родителям не о чем беспокоиться.

Тест Когана

Довольно сложный тест, требующий от родителей подготовки. Для начала им нужно начертить таблицу 6 на 6 граф:


Если тестируемый еще не умеет читать, то вместо названий цветов графы заштриховываются нужным оттенком.

Далее:


Задача игры – выявить возможности ребенка по классификации предметов по 2 признакам. Тестирование проводится поэтапно:

  1. Положите перед ребенком перемешанные фигуры и предложите сгруппировать их по цветовой принадлежности
  2. Вновь смешайте фигуры и предложите разложить их по форме
  3. Дайте ребенку таблицу и перемешанные фигуры, попросив его найти для каждой свое место.

Не вмешивайтесь в процесс работы. Все пояснения даются в конце задания.

Задания на развитие мышления

Получив результаты диагностики, можно приступать к регулярным занятиям с ребенком. Даже если он показал высокий уровень развития мышления, специальные игры и задачи окажут стимулирующее действие на мыслительные процессы. Поэтому пренебрегать ими не стоит.

«Отыщи похожий»

Играть в нее можно в любом месте:


Мама задает ребенку определенную геометрическую форму. И просит отыскать похожие предметы в окружающем пространстве. Предположим, что задан был круг. Тогда ответы могут быть такими:


Чем больше перечислений сделает ребенок, тем лучше для его мышления.

«Ты кто?»

Простая, но веселая и эффективная игра, способствующая развитию разных психических функций:


Не стойте в стороне и тоже включайтесь в процесс!

«Давай, объясню!»

Это упражнение должно иметь предысторию. Посадите малыша рядом и предложите ему представить, что он встретился с любопытным инопланетянином. Говорить на земном языке он не умеет. А вы не понимаете его. Но гость постоянно интересуется всем вокруг и требует разъяснений относительно всех увиденных предметов.

А теперь называйте ребенку простые слова – «автомобиль», «кошка», «школа», «художник». Он должен максимально подробно и понятно объяснить смысл названного.

Игра довольно занимательная и позволит отвлечь ребенка в пути.

«Закончи сам»

Упражнение на развитие понятийного мышления:


Например:


Игру можно разнообразить использованием мячика. Мама говорит и кидает, малыш ловит и продолжает.

«Что из этого получится?»

Интересная игра, активно развивающее детское мышление. Выстраивается она на заданном вопросе и сделанных ребенком предположениях. Предположим, вы спрашиваете: «Что получится из муки?».

Варианты ответов многочисленны:

Или – «Кем/чем будет гусеница?»:

Задание можно сформировать и от обратного, спрашивая, кто кем был раньше:


Обычно это упражнение тяжело дается 63% детей. Но по мере расширения кругозора они улучшают свой результат на 35%.

«На что похоже?»

Для игры подойдет абсолютно любой предмет. Задача ребенка – внимательно его рассмотреть и рассказать, на что он может быть похож и почему.

«Найди общее»

Упражнение довольно простое, но требует серьезной работы ума:


Например, за исходные слова взяты:


Ребенок может отметить, что:


Чем больше сходств будет выявлено, тем лучше.

«Группировка по общему признаку»

Договоритесь с ребенком о следующем:


Например:


Позже категории можно будет сменить на новые.

«Оптимист и пессимист»

В начале игры мама и ребенок распределяют между собой роли. Один будет оптимистом, а другой выступает его противоположностью. Задает ситуацию оптимист. Пессимист находит в ней плохое, начав с фразы «Не очень!».

Вариантов ситуаций в этой игре масса:


Истории могут быть ничем не связаны между собой или сложиться в связный рассказ.

«Почему? Потому!»

Прекрасная игра для того, чтобы научить детей:

Почаще задавайте ребенку вопросы на разные темы:


Если он затрудняется с ответом, помогите ему, постепенно наводя на нужную мысль.

«Невероятная история!»

Дети обожают самые невероятные ситуации. Поэтому с большим энтузиазмом примутся рассуждать, например, на тему «Деревьев, которые научились разговаривать» или «Града из леденцов». Предложите малышу обсудить, что хорошего и плохого будет в этом явлении. Помогайте и направляйте его.

«Шпионские коды»

Тайна влечет любого ребенка! И эта игра рассчитана на любовь детей ко всему необычному и таинственному. Подходит она для развития мышления детей от 6-7 лет. Главное условие – беглый навык чтения.

Перед началом игры ребенку придется придумать обозначение каждой буквы алфавита. Это могут быть:


После того, как он попробует себя в роли шифровальщика, можно приступать к составлению шпионских посланий:


Мышление – это основа успешного обучения. Но его развитие не должно быть нудным и скучным. Развивайте ребенка играючи и тогда у вас всегда будет повод сказать: «Ты так интересно мыслишь!».

Создать комментарий