Ежедневно каждый человек контактирует с большим количеством индивидуумов и пропускает через себя внушительный объём информации, оказывающий на него влияние той или иной степени. При этом его установки и убеждения могут серьезно измениться, что позволяет говорить о таком явлении как внушение.
Немного о терминологии
Если заглянуть в словарь, то можно найти самое распространенное определение внушения. Оно считается базовым для многих научных дисциплин.
Итак, внушение – это в психологии воздействие психологического типа, оказываемое одним лицом, группой лиц или социумом в целом на личность или группу с целью изменения имеющихся убеждений либо формирования новых.
Внушению подвержены до 95% людей на планете. Но уровень внушаемости у всех разных. Что это значит? Можно сказать, что при равной силе воздействия результат будет различным:
- 13% обладают повышенной внушаемостью;
- 67% - средней;
- 17% - низкой;
- 3% - практически не восприимчивы к внушению (результат в этой категории предсказать невозможно).
В психологии стороны взаимодействия определяются как:
- суггестор – внушающая личность;
- суггерент – воспринимающий объект.
Внушение часто путают с убеждением. Но на самом деле эти определения различны в самом принципе действия. Убеждение подразумевает формирование новых идей или осознание необходимости действовать под влиянием фактов и логических обоснований. Внушение же не имеет под собой никакой фактической базы.
Говоря простыми словами, внушаемая мысль минует стадию критического восприятия. Она практически сразу распознается как своя и может выступать в качестве побудительного мотива к немедленным действиям.
Классификация
Если рассматривать внушение максимально кратко, то нужно отметить самое главное - оно имеет вид конструкции, которая может быть:
- словесной;
- психологической;
- эмоциональной.
По своей сути конструкция гибкая и мгновенно подстраивается под личностные особенности суггерента. Нередко в одном внушении комбинируются разные виды конструкций для усиления эффекта.
По форме внушение разделяют на три категории:
- сильное уговаривание;
- давление;
- эмоционально-волевое воздействие.
Нужный вариант определяется индивидуально с учетом характеристик объекта.
Также внушение делят на:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
В первом случае субъект имеет конкретную цель и точно знает, какую мысль должен внушить. Поэтому он тщательно подбирает формы и виды воздействия.
Непреднамеренное внушение делается без цели. Воздействие осуществляется через случайные:
- фразы;
- поступки;
- приведенные примеры из жизни;
- жесты.
В 75% случаев субъект даже не осознает, какое влияние оказывает. И не может прогнозировать результат.
Примеров такого внушения достаточно много. Один из известных боксеров однажды рассказал в интервью, что практически всегда знал, чем окончится очередной бой. И определял он это по поведению тренера. Если тот начинал нервно вертеть на руке часы, значит будет проигрыш. Самое удивительное, что тренер своим жестом всего лишь пытался унять нервное напряжение. А боец считывал его как неуверенность в победе и вполне закономерно проигрывал.
Содержание внушения различно. Поэтому его делят на:
- специфическое;
- неспецифическое.
Первое имеет мотивирующий характер. У объекта должны сформироваться конкретные:
- мысли;
- убеждения;
- посылы к действиям.
Неспецифическое внушение затрагивает психоэмоциональную сферу. Суггерент в процессе воздействия может изменить настрой, ощутить эмоциональный спад или, наоборот, воодушевиться.
Внушение принято классифицировать как:
- прямое;
- косвенное.
Прямое актуально только для объектов, которые:
- не показывают сопротивления;
- сопротивляются слабо.
Взаимодействие в этом случае открыто, цели не скрываются. Используются:
- безаппеляционность;
- короткие фразы;
- прямые взгляды;
- высокие тона;
- давление корпусом.
Косвенное внушение подразумевает создание новой установки мимоходом в скрытом виде. Оно подходит объектам, для которых характерны:
- эгоцентризм;
- самоуверенность;
- отказ от идеалов.
Инструментами воздействия становятся:
- намеки;
- просьба о совете;
- мягкие формулировки;
- полувопросительное убеждение.
Важно, чтобы суггерент принял нужное решение самостоятельно.
В отдельную группу выделяют самовнушение. Психологи считают его самым мощным и опасным для личности в случае негативных установок.
Эффективность внушения
Для успешного внушения первостепенную важность приобретают разные факторы:
- суть установки;
- умение конструировать внушение;
- личность суггестора;
- личностные качества суггерента;
- характер отношений между двумя сторонами;
- обстоятельства взаимодействия.
Противостоять внушению сложнее в группе. И чем она больше и восприимчивее, тем ниже шансы отдельного индивида противостоять насаждаемым установкам самому и убедить в их несостоятельности окружающих.
Вне зависимости от того, личность или группа выступают в роли субъекта внушения, успех обеспечивает авторитетность суггестора. Она складывается из:
- социального статуса;
- ореола известности;
- склонности к доминированию;
- обладания каким-либо видом власти;
- положительной оценки социума.
Внушение – это очень сильный инструмент, способный отражаться даже на физическом состоянии объекта. Поэтому важно развивать в себе критическое мышление и не принимать безосновательных решений.