Ежедневно каждый человек контактирует с большим количеством индивидуумов и пропускает через себя внушительный объём информации, оказывающий на него влияние той или иной степени. При этом его установки и убеждения могут серьезно измениться, что позволяет говорить о таком явлении как внушение.

Немного о терминологии

Если заглянуть в словарь, то можно найти самое распространенное определение внушения. Оно считается базовым для многих научных дисциплин.

Итак, внушение – это в психологии воздействие психологического типа, оказываемое одним лицом, группой лиц или социумом в целом на личность или группу с целью изменения имеющихся убеждений либо формирования новых.

Внушению подвержены до 95% людей на планете. Но уровень внушаемости у всех разных. Что это значит? Можно сказать, что при равной силе воздействия результат будет различным:

Внушение - это, в психологии

  • 13% обладают повышенной внушаемостью;
  • 67% - средней;
  • 17% - низкой;
  • 3% - практически не восприимчивы к внушению (результат в этой категории предсказать невозможно).

 

Внушение - это, в психологии

В психологии стороны взаимодействия определяются как:

  • суггестор – внушающая личность;
  • суггерент – воспринимающий объект.

 

Внушение часто путают с убеждением. Но на самом деле эти определения различны в самом принципе действия. Убеждение подразумевает формирование новых идей или осознание необходимости действовать под влиянием фактов и логических обоснований. Внушение же не имеет под собой никакой фактической базы.

Говоря простыми словами, внушаемая мысль минует стадию критического восприятия. Она практически сразу распознается как своя и может выступать в качестве побудительного мотива к немедленным действиям.

Классификация

Если рассматривать внушение максимально кратко, то нужно отметить самое главное - оно имеет вид конструкции, которая может быть:

  • словесной;
  • психологической;
  • эмоциональной.

 

По своей сути конструкция гибкая и мгновенно подстраивается под личностные особенности суггерента. Нередко в одном внушении комбинируются разные виды конструкций для усиления эффекта.

По форме внушение разделяют на три категории:

  • сильное уговаривание;
  • давление;
  • эмоционально-волевое воздействие.

 

Нужный вариант определяется индивидуально с учетом характеристик объекта.

Также внушение делят на:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

 

В первом случае субъект имеет конкретную цель и точно знает, какую мысль должен внушить. Поэтому он тщательно подбирает формы и виды воздействия.

Непреднамеренное внушение делается без цели. Воздействие осуществляется через случайные:

  • фразы;
  • поступки;
  • приведенные примеры из жизни;
  • жесты.

 

В 75% случаев субъект даже не осознает, какое влияние оказывает. И не может прогнозировать результат.

Внушение - это, в психологии

Примеров такого внушения достаточно много. Один из известных боксеров однажды рассказал в интервью, что практически всегда знал, чем окончится очередной бой. И определял он это по поведению тренера. Если тот начинал нервно вертеть на руке часы, значит будет проигрыш. Самое удивительное, что тренер своим жестом всего лишь пытался унять нервное напряжение. А боец считывал его как неуверенность в победе и вполне закономерно проигрывал.

Содержание внушения различно. Поэтому его делят на:

  • специфическое;
  • неспецифическое.

 

Первое имеет мотивирующий характер. У объекта должны сформироваться конкретные:

  • мысли;
  • убеждения;
  • посылы к действиям.

 

Неспецифическое внушение затрагивает психоэмоциональную сферу. Суггерент в процессе воздействия может изменить настрой, ощутить эмоциональный спад или, наоборот, воодушевиться.

Внушение принято классифицировать как:

  • прямое;
  • косвенное.

 

Прямое актуально только для объектов, которые:

  • не показывают сопротивления;
  • сопротивляются слабо.

 

Взаимодействие в этом случае открыто, цели не скрываются. Используются:

  • безаппеляционность;
  • короткие фразы;
  • прямые взгляды;
  • высокие тона;
  • давление корпусом.

 

Косвенное внушение подразумевает создание новой установки мимоходом в скрытом виде. Оно подходит объектам, для которых характерны:

  • эгоцентризм;
  • самоуверенность;
  • отказ от идеалов.

 

Инструментами воздействия становятся:

  • намеки;
  • просьба о совете;
  • мягкие формулировки;
  • полувопросительное убеждение.

 

Важно, чтобы суггерент принял нужное решение самостоятельно.

В отдельную группу выделяют самовнушение. Психологи считают его самым мощным и опасным для личности в случае негативных установок.

Эффективность внушения

Для успешного внушения первостепенную важность приобретают разные факторы:

  • суть установки;
  • умение конструировать внушение;
  • личность суггестора;
  • личностные качества суггерента;
  • характер отношений между двумя сторонами;
  • обстоятельства взаимодействия.

 

Противостоять внушению сложнее в группе. И чем она больше и восприимчивее, тем ниже шансы отдельного индивида противостоять насаждаемым установкам самому и убедить в их несостоятельности окружающих.

Вне зависимости от того, личность или группа выступают в роли субъекта внушения, успех обеспечивает авторитетность суггестора. Она складывается из:

  • социального статуса;
  • ореола известности;
  • склонности к доминированию;
  • обладания каким-либо видом власти;
  • положительной оценки социума.

 

Внушение – это очень сильный инструмент, способный отражаться даже на физическом состоянии объекта. Поэтому важно развивать в себе критическое мышление и не принимать безосновательных решений.