Вербальный – это, простыми словами, словесный тип общения. Он свойственен только людям, так как требует высокого уровня развития мозговой деятельности.

Кратко о вербальном общении

Вербальная коммуникация справедливо считается основным и универсальным средством для обмена информацией между людьми. Поэтому еще в Древнем мире ораторы, владеющие языком в совершенстве, пользовались большим почетом. А ораторское искусство было обязательной дисциплиной для каждого образованного человека.

Сам термин «вербальный» пришел из латинского языка, исходя из исходного смыслового значения. Он так и переводится – «словесный». Под официальным определением термина в психологии понимаются:

  • непосредственно знаковый материал;
  • процесс манипуляции с ним.

На самом деле подобное предположение не может быть верным на 100%. Хотя и полностью ошибочным его считать тоже нельзя. Что это значит? На разных этапах общения тот или иной тип коммуникации выходит на первый план. Когда речь идет о межличностном и аффилиативном общении, то первостепенное значение приобретает невербальный вид - для участников процесса важны не столько сами слова, сколько то, каким образом они доносятся.

В деловом общении, наоборот, содержание выходит на первый план. Интонация и мимика теряют свое значение либо вовсе не воспринимаются индивидом. Поэтому вербальный вид общения нельзя недооценивать. Уже на протяжении тысячелетий он развивается и видоизменяется.

Вербальное общение в группах и диалоге не всегда складывается просто. И причина тому – игнорирование следующих требований:

  • ясность содержания;
  • грамотная формулировка мыслей;
  • правильное изложение.

Самая главная цель словесного общения заключается в донесении первичного информационного посыла:

  • оратор должен точно изложить мысли;
  • слушающий понять и осмыслить полученное.

Таким образом складывается качественное вербальное общение. Обеспечить его можно в 2 случаях:

  • одинаково высокий уровень интеллекта у участников коммуникативного процесса;
  • адаптивное умение подстраиваться под возможности группы/собеседника.

Нельзя исключать и еще один фактор, снижающий качество общения, - восприятие через призму собственных эмоций. В 95% ситуаций личность воспринимает слова с учетом эмоционального и психического состояния, в котором находится.

Задачи

Вербальное общение последовательно и одновременно решает 5 задач:

  • коммуникативная – обеспечение взаимодействия разного масштаба в пределах социума;
  • познавательная – получение новой информации;
  • аккумулятивная – отображение знаний и опыта в той или иной форме;
  • эмоциональная – передача чувств и эмоций посредством слов;
  • этническая.

Последняя задача наиболее масштабная. Она объединяет индивидов разных характера и социального статуса в одну группу по языковому признаку.

Типология и классификация

Вербальная коммуникация подразделяется на 3 вида:

  • речевой;
  • письменный;
  • внутренний.

В первую группу входит непосредственное словесное общение в:

  • группе;
  • диалоге;
  • монологе.

Под письменным общением понимается любая передача информации с помощью переноса мыслей посредством руки:

  • написание на бумаге;
  • печать на компьютере;
  • набор смс.

Внутреннее общение – это формирование мыслей до момента их изложения. До 75% людей ведут мысленные диалоги с потенциальными оппонентами.

За единицу вербальной коммуникации берется слово. В зависимости от формы его изложения – устно либо письменно – общение делят на следующие категории:

  • говорить-слушать;
  • читать-писать.

В каждой группе важен как излагающий, так и воспринимающий участник.

Формы и стили

Процесс передачи информации принимает формы, идентичные стилям, используемым в литературном жанре:

  • публицистическая – спокойное и грамотное донесение информации без эмоциональной окраски и оценки;
  • научная – допускает использование терминологии, свойственной излагаемой тематике;
  • официальная – «сухая» передача сведений;
  • художественная – «вкусная» информационная передача с эмоциональной окраской, способствующей формированию ярких образов;
  • разговорная – наиболее типичная форма с большим количеством подтипов.

Развитие компонентов общения

На качество вербального общения напрямую влияют его основные компоненты:

  • речь;
  • письмо.

Развивать их можно регулярно. Грамотная речь требует обширного словарного запаса. Пополнять его рекомендуется следующими способами:

  • чтение книг;
  • прослушивание речей ораторов;
  • общение с интеллектуально развитыми людьми.

Грамотное письмо невозможно без знаний правил пунктуации. Их усвоению способствует чтение и практика – написание текстов. Причем делать это лучше ручкой на листе бумаги, а не путем набора слов на компьютере.

Вербальное общение – это многокомпонентный процесс, складывающийся из умений ярко говорить, слышать и слушать. Каждое из них поддается развитию и совершенствованию в течение всей жизни.