Валидность – это, в психологии и статистике, характеристика, определяющая пригодность и эффективность методик, тестов и исследований. По сути с помощью определения валидности специалисты узнают, что измерили именно то, что планировали изначально.

Самое главное о валидности

Валидность – это достаточно многоуровневое понятие. А потому имеет несколько, схожих по смысловой нагрузке толкований. Сам термин произошел от латинского слова, которое в точном переводе означает «достойный». Поэтому в изначальном понимании валидность обозначает пригодность.

Говоря простыми словами, соответствуют ли итоговый результат и способы его получения поставленным в начале работы задачам. По сути валидность доказывает, что в процессе эксперимента исследователь ошибочно не измерил параметры, не имеющие никакого отношения к поставленным целям.

Изучая данную тематику, нельзя не упомянуть о таком термине как «валидизация». Он подразумевает процесс проверки валидности. Существует несколько способов валидизации, определяющихся целями проверки.

Виды валидности

В первую очередь валидность стоит разделять на:

  • внешнюю;
  • внутреннюю.

Первая подгруппа определяет, можно ли полученные результаты распространить на весь класс объектов. Она призвана установить связь между показателями теста или методики и признаками объекта, взятого в качестве испытуемого. В свою очередь внешняя валидность делится на 2 категории:

  • операционная;
  • конструктная.

Первый вид выявляет соответствие выбранной методики и составленному для эксперимента плану предположению, которое необходимо проверить.

Конструктная валидность получила свое определение только в середине прошлого века. Она позволяет выявить, насколько способна выбранная методика измерить характеристику, ранее обоснованную теоретическим путем. При наличии большого количества гипотез с сугубо теоретической доказательной базой этот вид валидности отражает обоснованность методики.

Вторая подгруппа – внутренняя - связана с влиянием друг на друга разных по характеристикам переменных. Если говорить кратко и без сложных терминов, то он позволяет определить, какова степень влияния независимой переменной на зависимую.

Также выделяют и следующие виды валидности:

  • эмпирическая – измеряется с помощью статистической взаимосвязи между 2 рядами параметров (это могут быть, к примеру, полученные баллы и один из выбранных внешних критериев);
  • «по содержанию» - отражает, насколько задание соответствует измеряемой области;
  • прогностическая – требует выбора внешнего критерия, информация по которому собирается через время после тестирования;
  • ретроспективная – измеряется с учетом критерия, отражающего прошлый опыт;
  • конкурентная – основана на сравнении полученных результатов с теми, которые были получены в данной области идентичными способами.

Последний вид актуален, когда новая методика является более прогрессивной в сравнении с другими использующимися методиками.

Несколько слов о критериях

При оценке эффективности методики не обойтись без внешнего критерия. Под ним в экспериментальной психологии принимают показатель, имеющий ценность и вес в конкретной области изучения. То есть, критерий тесно связан с определенной сферой. К примеру, для тестов, призванных определить интеллект, уровень развития или обучаемость, в качестве внешнего показателя выступит успеваемость.

Для определения валидности он используют один из следующих критериев:

  • исполнения;
  • субъективные;
  • физиологические;
  • случайностей.

Под первым типом принято понимать количественные показатели, отражающие временные затраты или качественный рост в выбранной области.

Субъективные критерии получают через дополнительные опросы или серии тестов. Их самые главные характеристики – отношение личности к чему-либо. В этой роли могут выступать:

  • мнения;
  • суждения;
  • отношение с эмоциональной окраской;
  • взгляды.

К физиологическим критериям относят такие параметры как:

  • показатели измерений артериального давления;
  • частота пульса;
  • степень утомляемости в тех или иных ситуациях.

Этот вид критериев необходим, когда объектом изучения являются взаимоотношения внешних переменных на человека. А точнее – на его психическое и физическое состояние.

Последний из приведенных в списке видов используется реже остальных. Он призван отразить закономерность в цепи случайностей.

К критериям предъявляется определенный перечень требований. Среди основных выделяют:

  • релевантность – полное соответствие критерия и методики;
  • надежность – отражение постоянства и устойчивости;
  • свободу от помех – отбор объектов, находящихся в идентичных условиях.

При определении валидности в итоговом результате в обязательном порядке указываются используемый тип и особенности объектов, отобранных для исследования. Такой подход позволит психологу самостоятельно определить валидность методики в конкретной ситуации.