Что же должен знать и уметь ребенок, подходя к празднованию своего первого дня рождения? Должен ли, кому и когда?

Родители, особенно, мамы, очень внимательно следят за развитием своего малыша, трепетно относятся к каждому новому умению, нервничают, если какой-то навык никак не получается освоить. Сейчас можно найти множество календарей развития детей по годам, месяцам и даже неделям жизни. К их изучению нужно подходить критично и оставаться адекватным и осознанным родителем.

Нормы развития детей в разные возрастные периоды усредненные, а поэтому могут быть для родителя только ориентиром, но не строгим нормативом, которому их ребенок должен обязательно соответствовать.

Развитие каждого маленького человечка уникально. Кто-то в 8 месяцев начнет ходить, но первое слово скажет в 18 месяцев, а кто-то наоборот. В любом случае, паниковать не стоит, это еще не говорит об отставании. Если волнуетесь, обратитесь за консультацией к педиатру, неврологу, психологу, они помогут своевременно выявить задержку развития, скорректировать нарушения, если они есть.

Основными показателями благополучного развития ребенка являются:

  • его достаточная активность и подвижность;
  • стремление узнавать и пробовать;
  • своевременные эмоциональные реакции.

 

Настораживают:

  • безразличие к людям и предметам;
  • заторможенность;
  • постоянное беспокойство и плач.

 

Главное, что происходит с малышом в первый год жизни, помимо физического развития, это приобретение опыта эмоционального общения.

Эмоциональное общение - это обмен эмоциями между людьми.

Важно какие эмоции ребенок получит от мамы, папы и ближайшего окружения, какие будет проявлять сам, какие будут восприниматься им как естественные.

Позитивное эмоциональное общение служит благоприятным фоном для всестороннего развития ребенка:

  • развития его личности;
  • развития эмоций;
  • развития мелкой и крупной моторики;
  • развития речи;
  • развития когнитивных навыков.

В основе приобретения позитивного опыта младенцем лежит удовлетворение его физиологических потребностей и гигиена. Как познавать мир, если ты голоден или в пеленках некомфортно?

Личностное и эмоциональное развитие

Важным показателем психо-неврологического здоровья служит комплекс оживления, он проявляется примерно с 2х месячного возраста при появлении рядом матери или человека, с которым ребенок общается больше всего. Это активные движения руками и ногами, улыбка, смех, гуление.

К году ребенок хорошо усвоил кто свой, кто чужой и проявляет  соответствующие эмоции - знакомым людям радуется, идет/ползет на встречу, а с незнакомыми ведет себя настороженно. Узнает по фотографиям своих близких.

Малыш может интонационно и поведенчески выражать свои эмоции - радость, удовольствие, обиду, гнев, страх и другие эмоции. Сопереживает расстроенной маме или упавшему малышу. Многие дети демонстрируют свои первые шутки.

Малыши любят играть в тактильные игры, слушать стишки и песенки, эмоционально на них реагируют, подпевают и пританцовывают. У них появляются любимые игры, например, "Ладушки", "Сорока-ворона".

Развитие крупной и мелкой моторики

В течение первого года жизни ребенка развитие крупной и мелкой моторики происходит очень активно. Из беспомощного кулечка малыш превращается в вполне самостоятельного ходящего человечка. Ребенок учится:

  • держать головку, поворачивать ее;
  • переворачиваться с живота на спинку и наоборот;
  • осваивает движения руками, захватывает предметы, направляет их в рот перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • подтягивается на ручках и садится, затем встает;
  • ползает обычными и необычными способами;
  • приседает, наклоняется, пробует пинать мячик;
  • подает предмет взрослому, целенаправленно бросает что-то;
  • пьет из кружечки и активно использует ложку;
  • начинает ходить.

 

Что должен уметь ребенок в год

К году пальчики уже могут совладать с довольно мелкими предметами, берет их двумя пальцами, а значит мелкая моторика вышла на новый уровень.

Речевое развитие

За первый год ребенок осваивает много речевых навыков: крик, гуление, распевание звуков, произнесение отдельных слогов и их групп (ба, да, ма, да-да-ба), использование разной интонации, звукоподражание и, наконец, появление первых слов.

Обычно, к году ребенок говорит около 10 простых слов, а понимает значительно больше - около 200. Малыш должен понимать и реагировать на обращенную к нему речь, в которой используются привычные для него слова, выполнять просьбы и задания, например: "принеси, пожалуйста, кружку", "достань из шкафа матрешку".

Развитие когнитивных навыков

От рождения и до 2х лет ребенок познает мир через восприятие и действие, развивается предметно-манипулятивное мышление - увидел, потрогал, попробовал на вкус, смял, кинул. Ребенку не достаточно только посмотреть на предмет, важно и нужно им манипулировать, попробовать, что с ним можно сделать, а заодно и узнать, как на это отреагирует мама.

Ребенок знает свое имя и откликается, знает названия некоторых частей тела и показывает их, может соотнести предметы по форме - круг, квадрат. Использует подражательные движения руками и ногами, например, ладушки, "пока-пока", топает как мишка.

Активно формируются и развиваются внимание и память. Только представьте, сколько ребенок узнает и запоминает в первый год жизни. И это во многом заслуга родителей.