Внимание – это особенное и уникальное свойство человеческой психики. С его помощью возможно достичь успеха практически в любой деятельности. Поэтому диагностике внимания у детей и его развитию нужно уделять время с самого раннего возраста. И эффективнее делать это в игровой форме.
Содержание
О внимании: коротко и емко
Если не вдаваться в терминологию, то внимание – это способность в нужное время концентрироваться на объектах или действиях. По сути ребенок входит в определенное состояние сознания, направляя все познавательные процессы в одно «русло».
Существует мнение, что 10-20 лет назад дети были гораздо внимательнее современных. И его подтверждают, как психологи, так и педагоги. Дети 21 века с трудом концентрируются на одном действии. Им свойственно состояние рассредоточенности, когда мелкие предметы и фон полностью выпадают из фокуса. Виной тому – мощный информационный объем, который приходится обрабатывать мозгу одновременно. Каждую секунду в мозг ребенка поступают миллиарды сведений:
- звуки;
- запахи;
- образы;
- слова;
- тактильная информация.
К этому потоку добавляются:
- мультфильмы;
- телевизионные передачи;
- компьютерные игры;
- «развивашки» на планшете.
До 85% родителей считают нормой давать детям гаджеты с 2 лет. И около 70% мам и пап практически с рождения успокаивают грудных малышей с помощью всевозможных приложений на телефонах и планшетах. Дети, действительно, быстро заинтересовываются возможностями смартфонов. И это становится дополнительной нагрузкой на их мозг. Ребенку сложно, а подчас и вовсе невозможно, выбрать главное и отсечь все второстепенные раздражители.
Родители дошкольников живут в постоянной борьбе за внимание детей. Им кажется, что если ребенок неправильно надел носок или пронес ложку мимо рта, то он невнимателен. И необходимо срочно идти с ним в развивающий центр. На самом деле такое поведение вполне нормально для малышей – из всего объема информации они выхватывают что-то одно, отсекая все мешающее на данный момент. Но постепенно маленького человека можно научить охватывать большее количество предметов и действий. Особенно важно сделать это до поступления в первый класс.
Виды внимания
Для того, чтобы эффективно развивать внимание, нужно понимать принцип его действия. По направленности оно делится на 2 большие группы:
- внешнее;
- внутреннее.
Внешнее внимание включается, когда ваш ребенок:
- реагирует на звук;
- интересуется каким-то предметом;
- трогает что-то.
В такие моменты совокупность его познавательных навыков направлена вовне. Длительность нахождения в этом состоянии зависит от возраста:
- 2 года – не более 5-6 минут;
- 4 года – до 20 минут;
- 7 лет – полчаса;
- 8 лет – в пределах 40 минут.
Если ваш ребенок внезапно замер и «отключился» от внешних раздражителей, значит работает внутреннее внимание. В результате рождаются фантазии, смелые предположения и размышления.
У разных детей проявления внешнего и внутреннего внимания не одинаковы. Одни от рождения склонны концентрироваться на внешних раздражителях. Другие ориентируются на внутреннее внимание. Продумывая занятия с детьми, обязательно учитывайте этот момент.
Существует еще одна классификация внимания:
- непроизвольное;
- произвольное.
Первое доминирует у дошкольников. Примеры включения непроизвольного внимания знакомы всем мамам и папам:
- раскат грома и ребенок принимается искать источник звука;
- в поле зрения появляется новая игрушка и старая мгновенно оказывается забытой;
- что-то интересное происходит на улице, и малыш уже бросает все свои дела, устремляясь туда.
Произвольное внимание требует определенных навыков управления:
- работать по инструкции;
- действовать по правилам;
- учиться делать что-то новое по образцу, данному взрослым.
Чем старше ребенок, тем проще ему концентрироваться. Сначала это затрагивает только процесс игры – 5-летний малыш может час-полтора:
- рисовать;
- строить замок;
- «готовить» обед для кукол;
- «гонять» на машинках.
Постепенно дети совершенствуют свои навыки. Они становятся более усидчивыми и сосредоточенными. Поэтому к 7 годам могут:
- терпеливо выводить крючки на листочке бумаги;
- часами складывать слоги в слова;
- концентрироваться на объяснениях и воспринимать новую информацию.
Младший школьник еще не отличается сформированной мотивационной сферой. Но развитое внимание позволяет ему успешно учиться и самостоятельно стремиться к познанию.
Свойства
Работая над вниманием, нужно учитывать и его свойства:
- объем;
- устойчивость;
- концентрация;
- переключение;
- распределение.
Психологи дают четкое определение каждому из приведенных пунктов.
Объем внимания отражает то, на скольких предметах одновременно может сконцентрироваться ребенок. Понаблюдайте за ним в обычной жизни. Например, предложите посмотреть на полку с игрушками, а через 15-20 секунд поверните малыша спиной. Сколько предметов он сможет назвать? Не пугайтесь, если это будут 2-3 игрушки. Даже для 5-летнего ребенка это норма. Но описанное свойство хорошо поддается развитию. И при некоторых усилиях объем способен увеличиться в несколько раз.
С этой целью почаще играйте с ребенком в игры-запоминалки:
- выкладывайте предметы на стол;
- оставляйте время на запоминание;
- накрывайте предметы.
По тому, сколько вещей малыш назовет, можно судить об объеме его внимания. Со временем игру можно усложнить, задавая дополнительные вопросы:
- «Где находится тот или иной предмет?»;
- «Назови красные (синие, зеленые, желтые) предметы»;
- «Скажи, сколько вещей находилось с правой стороны стола?».
Тренируя внимание, обязательно учитывайте возрастные особенности детей:
- малыши до 5 лет способны замечать только яркие или необычные предметы, находящиеся на первом плане;
- дети от 6 лет и старше концентрируются на мелких деталях.
Также младшие школьники замечают особенности поведения людей, могут описать их одежду и вещи, которые были в руках.
Говоря об устойчивости внимания, психологи имеют в виду способность сосредоточиться на определенном действии. Например, четырехлетки увлеченно играют со сверстниками или в одиночестве до получаса. Но уже через год у:
- 70% детей устойчивость увеличивается до 1,5 часов;
- 15% - до 2 часов.
Концентрация внимания активно развивается к дошкольному возрасту. Она отвечает за обретение ребенком навыка выделять главное и не отвлекаться на внешние раздражители. Дошкольник способен заниматься интересным делом, не замечая:
- звуков телевизора;
- разговоров взрослых;
- неудобной позы.
Все дополнительные факторы отходят на второй план и не могут помешать ребенку. В этом же возрасте на 35% возрастает интерес к таким играм как:
- головоломки;
- пазлы;
- лабиринты.
Это также свидетельствует о растущей концентрации.
Переключение внимания с одного объекта на другой – это сложный навык, управлять которым детям крайне сложно. К школьному возрасту им в той или иной мере овладевают 68% детей. Еще 28% учатся переключаться с одного действия на другое в 11-12 лет. Детям требуется серьезное волевое усилие, чтобы, например, после 10 минут восприятия учителя начать решать задачи.
До 90% детей дошкольного и младшего школьного возраста испытывают затруднения с распределением внимания. Это свойство отвечает за возможность учитывать сразу несколько параметров, занимаясь одним и тем же делом. Например, на уроке рисования ребенок одновременно должен:
- работать строго по заданной теме;
- слушать учителя;
- обрабатывать новую информацию;
- создавать сюжет на листе бумаги;
- выбирать нужные краски.
Чаще всего более половины действий выпадает из сферы внимания.
Особенности развития внимания
Психологи рекомендуют провести небольшую подготовку:
- понаблюдать за ребенком;
- определить, какое свойство внимания развито меньше;
- заняться техниками правильного дыхания для обогащения мозга кислородом (выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шаров, игра на духовых инструментах);
- внести в распорядок дня ребенка подвижные игры на свежем воздухе (чем их больше, тем лучше для малыша);
- читать вместе с ребенком.
Последнее занятие способствует не только развитию внимания, но и:
- памяти;
- речи;
- фантазии.
Просите ребенка пересказывать, придумывать новых героев, которые могли бы быть в сказке.
Методики развития внимания
В психологии и педагогике существует масса методов, направленных на развитие внимания у детей разного возраста. Вводить игры и задания нужно поэтапно, наблюдая за ребенком. Возможно, какие-то игры ему совсем не понравятся. Не стоит настаивать. Помните – даже у детей младшего школьного возраста результат достигается через игру.
Проверка внимания: задания для каждого
Перечисленные ниже упражнения вы можете использовать с 2 целями:
- проверка внимания;
- развитие.
Они одинаково хорошо работают в обоих направлениях. И имеют массу вариаций.
Одно из самых простых заданий – найти отличия:
- ребенку предлагаются парные картинки с небольшими различиями;
- он должен назвать, чем одна картинка отличается от другой.
Для малышей хорошим результатом будут 3-4 найденных отличия. Детям постарше можно давать задания с 10 и более отличиями.
Определение изменений – простая игра. Она может выстраиваться на:
- карточках;
- реальных предметах.
Суть игры заключается в следующем:
- ребенку показывается картинка с изображенными предметами;
- ему дается время на ее рассматривание;
- картинка убирается;
- на ее место кладется другая;
- на ней изображены те же предметы, но с некоторыми изменениями.
Это могут быть:
- смена расположения;
- иные цвета;
- появление лишних предметов.
Задача ребенка – заметить, что изменилось. Со временем игру можно усложнить новыми вопросами:
- «Что находится посередине?»;
- «Какого цвета был предмет справа?»;
- «Сколько предметов красного цвета?».
Такие упражнения оказывают положительное влияние и на память малыша.
Лабиринты и «путалки» отлично развивают внимание. Удобно, что с их помощью можно придумывать многочисленные игры в соответствии с возрастом ребенка.
«Перепуталки» - одна из любимых детских игр. Подготовить занятие просто:- найдите картинки, где художник намеренно допустил оплошность (и не одну);
- покажите ее ребенку;
- попросите помочь и найти несоответствия.
Подобные задания делаются легко. К тому же они поднимают самооценку исполнителя - детишки любят:
- помогать взрослым;
- «оказываться» умнее родителей.
Обычные раскраски тоже можно использовать для развития внимания. Предложите ребенку последовательно раскрасить, например:
- цветы;
- машинки;
- зверей.
Вполне вероятно, что сначала он будет путаться. Но регулярные тренировки избирательного внимания быстро дают положительный результат.
Тест Мюнстерберга
Это задание подходит для детей, хорошо владеющих навыками чтения. Суть теста сводится к следующему:
- на листе бумаги среди строк хаотично расположенных букв шифруется одно или несколько слов;
- ребенку предлагается найти указанное слово.
Важно учесть, что:
- задание дается на время (не более 2 минут);
- допускается «прятать» до 25 слов.
Одновременно с тренировкой избирательного внимания тест помогает развить навык скорочтения.
«Корректурная проба»
Упражнение подходит для детей любого возраста:
- на листе бумаги располагаются изображения;
- ребенку дается задание обозначить определенную группу картинок.
Изображения подбираются в соответствии с возрастом исполнителя:
- фигуры;
- цифры;
- буквы;
- сказочные герои.
При знакомстве с игрой можно давать одно задание. К примеру, вычеркнуть треугольники или Колобка. Со временем упражнение усложняется – даются 2-3 разных задания:
- вычеркнуть Колобка;
- обвести лисичек;
- подчеркнуть зайчиков.
Для детишек, которые учатся читать, эта игра незаменима. Она помогает:
- запоминать буквы;
- вычленять определенные буквы из общей массы.
При регулярном применении «Корректурной пробы» приобретение навыка беглого чтения происходит в 2 раза быстрее, чем обычно. Хорошие результаты наблюдаются у 80% детишек.
Упражнения из «ничего»
Для того, чтобы заниматься с ребенком, необязательно иметь специальные дидактические материалы. Игры вполне можно придумывать самим и с теми предметами, которые есть дома.
Для самых маленьких
Простое упражнение на внимание делается с помощью любимых игрушек ребенка:
- возьмите несколько игрушек;
- придумайте историю (предположим – игрушки едут на дачу);
- посадите их в машинку и дайте малышу внимательно посмотреть;
- после того, как он отвернется, уберите одну игрушку.
Теперь поинтересуйтесь, кто отстал по пути.
«Топалки и хлопалки» - интересная и эффективная игра:
- сообщите ребенку правила – на правильную фразу он хлопает, на неправильную – топает;
- называйте разные фразы и ждите реакции.
Предложения могут быть абсолютно разными:
- «Собака мяукает»;
- «Корова дает молоко»;
- «Зимой идет дождь».
Детишкам до 4 лет можно давать время на обдумывание. Ребенок постарше способен отвечать сразу.
Игра «Три задания» подходит для коллективных и индивидуальных занятий. Сигналом к началу игры становится команда «Замри». После этого родители/ведущие дают 3 задания, которые нужно выполнить в четкой последовательности. Например:
- подпрыгнуть;
- хлопнуть в ладоши;
- присесть.
После команды «Отомри» ребенок приступает к выполнению. Постепенно задача усложняется:
- увеличивается количество раз для выполнения (хлопнуть 2 раза, подпрыгнуть 5 раз);
- изменяется число заданий – 5,6,7.
Игра «Мы знаем!» также подходит для коллективных занятий. Ее суть проста:
- родители или ведущий выбирает тему – профессии, животные, растения;
- при произношении слова из выбранной тематики дети должны совершить какое-то действие – подпрыгнуть, поднять руку;
- ведущий быстро произносит разные слова, периодически вставляя нужные.
У 65% детей наблюдаются проблемы со слуховым вниманием. Поэтому игры на его развитие крайне востребованы и разнообразны:
- послушать в течение 2 минут, что происходит за окном и рассказать;
- определить с закрытыми глазами, какой из предметов в комнате издавал звук;
- выполнить задание, сказанное шепотом с расстояния в 2-3 метра (поднять определенную игрушку или сделать какое-то действие).
Одна из игр на слуховое внимание – хлопки. Предварительно родители говорят ребенку, что он должен сделать на 1,2,3…10 хлопков. Задача исполнителя:
- внимательно слушать;
- правильно выполнять действия.
Хороший результат дает игра на описание предметов. Она имеет 2 вариации:
- родители загадывают предмет, дают ему характеристику, ребенок отгадывает;
- загадывает и описывает ребенок.
Для детей постарше
Если малыш хорошо считает, то ему подойдет следующая игра:
- мама рисует на листе табличку;
- в клеточках хаотично располагаются цифры;
- ребенок на время должен вычеркнуть все цифры по порядку.
Мячик дает массу возможностей для развития внимания. Вот одна из простейших игр:
- мама кидает мяч и говорит цифру;
- ребенок ловит и в ответ называет предыдущую или последующую (об этом договариваются заранее);
- затем кидает мяч матери и теперь она должна выполнить задание.
Или такой вариант:
- мама кидает мяч;
- называет 2 неподходящих друг другу слова «кошка», «дует»;
- ребенок ловит мяч;
- придумывает с названными словами правильные фразы – «кошка царапается», «ветер дует».
Задания на время тоже довольно разнообразны. Ребенка можно попросить назвать за полминуты как можно больше предметов:
- одного цвета;
- начинающихся на определенную букву;
- указанной формы;
- одного размера.
По мере развития внимания задания усложняются. Например, можно:
- дать ребенку внимательно оглядеться;
- попросить его закрыть глаза;
- задавать вопросы, касающиеся предметов в помещении.
Подобные упражнения одновременно тренируют и память.
Игра в «букашку» поможет детям не только стать внимательнее, но и:
- действовать по команде;
- «видеть» строки и клетки (навык востребован в школе);
- концентрироваться.
Перед началом игры подготовьтесь:
- нарисуйте на листе бумаги квадрат, разделенный на 9 секторов;
- дайте ребенку маленькую игрушку, которая будет выполнять роль «букашки»;
- объясните правила.
Суть задания проста:
- родители говорят, как двигаться «букашке»;
- ребенок выполняет.
Например:
- 1 клетка вниз;
- 2 клетки вправо;
- 1 клетка вниз;
- 4 клетки вверх.
Малыш должен в точности выполнять команды. Как только он освоится и перестанет ошибаться, игру можно усложнить:
- увеличить поле до 16 клеток;
- сделать «букашку» невидимкой.
В последнем случае игроку придется мысленно передвигаться по клеткам. В итоге он должен указать, где остановилась «букашка». С первого раза выполнить все правильно удается не более 15% детей.
И не забывайте хвалить и подбадривать чадо, даже если у него не все получается. Дети, которых родители поддерживают, несмотря на результат, быстрее овладевают новыми навыками и легче усваивают информацию. А значит в итоге они окажутся в разы внимательнее своих сверстников.