Внимание – это особенное и уникальное свойство человеческой психики. С его помощью возможно достичь успеха практически в любой деятельности. Поэтому диагностике внимания у детей и его развитию нужно уделять время с самого раннего возраста. И эффективнее делать это в игровой форме.

Содержание

О внимании: коротко и емко

Если не вдаваться в терминологию, то внимание – это способность в нужное время концентрироваться на объектах или действиях. По сути ребенок входит в определенное состояние сознания, направляя все познавательные процессы в одно «русло».

Существует мнение, что 10-20 лет назад дети были гораздо внимательнее современных. И его подтверждают, как психологи, так и педагоги. Дети 21 века с трудом концентрируются на одном действии. Им свойственно состояние рассредоточенности, когда мелкие предметы и фон полностью выпадают из фокуса. Виной тому – мощный информационный объем, который приходится обрабатывать мозгу одновременно. Каждую секунду в мозг ребенка поступают миллиарды сведений:

  • звуки;
  • запахи;
  • образы;
  • слова;
  • тактильная информация.

К этому потоку добавляются:

  • мультфильмы;
  • телевизионные передачи;
  • компьютерные игры;
  • «развивашки» на планшете.

До 85% родителей считают нормой давать детям гаджеты с 2 лет. И около 70% мам и пап практически с рождения успокаивают грудных малышей с помощью всевозможных приложений на телефонах и планшетах. Дети, действительно, быстро заинтересовываются возможностями смартфонов. И это становится дополнительной нагрузкой на их мозг. Ребенку сложно, а подчас и вовсе невозможно, выбрать главное и отсечь все второстепенные раздражители.

Родители дошкольников живут в постоянной борьбе за внимание детей. Им кажется, что если ребенок неправильно надел носок или пронес ложку мимо рта, то он невнимателен. И необходимо срочно идти с ним в развивающий центр. На самом деле такое поведение вполне нормально для малышей – из всего объема информации они выхватывают что-то одно, отсекая все мешающее на данный момент. Но постепенно маленького человека можно научить охватывать большее количество предметов и действий. Особенно важно сделать это до поступления в первый класс.

Виды внимания

Для того, чтобы эффективно развивать внимание, нужно понимать принцип его действия. По направленности оно делится на 2 большие группы:

  • внешнее;
  • внутреннее.

Внешнее внимание включается, когда ваш ребенок:

  • реагирует на звук;
  • интересуется каким-то предметом;
  • трогает что-то.

В такие моменты совокупность его познавательных навыков направлена вовне. Длительность нахождения в этом состоянии зависит от возраста:

  • 2 года – не более 5-6 минут;
  • 4 года – до 20 минут;
  • 7 лет – полчаса;
  • 8 лет – в пределах 40 минут.

Если ваш ребенок внезапно замер и «отключился» от внешних раздражителей, значит работает внутреннее внимание. В результате рождаются фантазии, смелые предположения и размышления.

У разных детей проявления внешнего и внутреннего внимания не одинаковы. Одни от рождения склонны концентрироваться на внешних раздражителях. Другие ориентируются на внутреннее внимание. Продумывая занятия с детьми, обязательно учитывайте этот момент.

Существует еще одна классификация внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное.

Первое доминирует у дошкольников. Примеры включения непроизвольного внимания знакомы всем мамам и папам:

  • раскат грома и ребенок принимается искать источник звука;
  • в поле зрения появляется новая игрушка и старая мгновенно оказывается забытой;
  • что-то интересное происходит на улице, и малыш уже бросает все свои дела, устремляясь туда.

Произвольное внимание требует определенных навыков управления:

  • работать по инструкции;
  • действовать по правилам;
  • учиться делать что-то новое по образцу, данному взрослым.

Чем старше ребенок, тем проще ему концентрироваться. Сначала это затрагивает только процесс игры – 5-летний малыш может час-полтора:

  • рисовать;
  • строить замок;
  • «готовить» обед для кукол;
  • «гонять» на машинках.

Постепенно дети совершенствуют свои навыки. Они становятся более усидчивыми и сосредоточенными. Поэтому к 7 годам могут:

  • терпеливо выводить крючки на листочке бумаги;
  • часами складывать слоги в слова;
  • концентрироваться на объяснениях и воспринимать новую информацию.

Младший школьник еще не отличается сформированной мотивационной сферой. Но развитое внимание позволяет ему успешно учиться и самостоятельно стремиться к познанию.

Свойства

Работая над вниманием, нужно учитывать и его свойства:

  • объем;
  • устойчивость;
  • концентрация;
  • переключение;
  • распределение.

 

Психологи дают четкое определение каждому из приведенных пунктов.

Объем внимания отражает то, на скольких предметах одновременно может сконцентрироваться ребенок. Понаблюдайте за ним в обычной жизни. Например, предложите посмотреть на полку с игрушками, а через 15-20 секунд поверните малыша спиной. Сколько предметов он сможет назвать? Не пугайтесь, если это будут 2-3 игрушки. Даже для 5-летнего ребенка это норма. Но описанное свойство хорошо поддается развитию. И при некоторых усилиях объем способен увеличиться в несколько раз.

С этой целью почаще играйте с ребенком в игры-запоминалки:

  • выкладывайте предметы на стол;
  • оставляйте время на запоминание;
  • накрывайте предметы.

 По тому, сколько вещей малыш назовет, можно судить об объеме его внимания. Со временем игру можно усложнить, задавая дополнительные вопросы:

  • «Где находится тот или иной предмет?»;
  • «Назови красные (синие, зеленые, желтые) предметы»;
  • «Скажи, сколько вещей находилось с правой стороны стола?».

Тренируя внимание, обязательно учитывайте возрастные особенности детей:

  • малыши до 5 лет способны замечать только яркие или необычные предметы, находящиеся на первом плане;
  • дети от 6 лет и старше концентрируются на мелких деталях.

Также младшие школьники замечают особенности поведения людей, могут описать их одежду и вещи, которые были в руках.

Говоря об устойчивости внимания, психологи имеют в виду способность сосредоточиться на определенном действии. Например, четырехлетки увлеченно играют со сверстниками или в одиночестве до получаса. Но уже через год у:

  • 70% детей устойчивость увеличивается до 1,5 часов;
  • 15% - до 2 часов.

Концентрация внимания активно развивается к дошкольному возрасту. Она отвечает за обретение ребенком навыка выделять главное и не отвлекаться на внешние раздражители. Дошкольник способен заниматься интересным делом, не замечая:

  • звуков телевизора;
  • разговоров взрослых;
  • неудобной позы.

Все дополнительные факторы отходят на второй план и не могут помешать ребенку. В этом же возрасте на 35% возрастает интерес к таким играм как:

  • головоломки;
  • пазлы;
  • лабиринты.

Это также свидетельствует о растущей концентрации.

Переключение внимания с одного объекта на другой – это сложный навык, управлять которым детям крайне сложно. К школьному возрасту им в той или иной мере овладевают 68% детей. Еще 28% учатся переключаться с одного действия на другое в 11-12 лет. Детям требуется серьезное волевое усилие, чтобы, например, после 10 минут восприятия учителя начать решать задачи.

До 90% детей дошкольного и младшего школьного возраста испытывают затруднения с распределением внимания. Это свойство отвечает за возможность учитывать сразу несколько параметров, занимаясь одним и тем же делом. Например, на уроке рисования ребенок одновременно должен:

  • работать строго по заданной теме;
  • слушать учителя;
  • обрабатывать новую информацию;
  • создавать сюжет на листе бумаги;
  • выбирать нужные краски.

Чаще всего более половины действий выпадает из сферы внимания.

Особенности развития внимания

«Будь внимательнее». «Не отвлекайся!». «Не вертись!». Каждый родитель говорит подобные фразы малышу, когда ему никак не удается выполнить то, что от него требуется. Но 56% родителей не ограничиваются разговорами. Они готовы работать над развитием внимания, но не знают, с чего начать.

Психологи рекомендуют провести небольшую подготовку:

  • понаблюдать за ребенком;
  • определить, какое свойство внимания развито меньше;
  • заняться техниками правильного дыхания для обогащения мозга кислородом (выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шаров, игра на духовых инструментах);
  • внести в распорядок дня ребенка подвижные игры на свежем воздухе (чем их больше, тем лучше для малыша);
  • читать вместе с ребенком.

Последнее занятие способствует не только развитию внимания, но и:

  • памяти;
  • речи;
  • фантазии.

Просите ребенка пересказывать, придумывать новых героев, которые могли бы быть в сказке.

Методики развития внимания

В психологии и педагогике существует масса методов, направленных на развитие внимания у детей разного возраста. Вводить игры и задания нужно поэтапно, наблюдая за ребенком. Возможно, какие-то игры ему совсем не понравятся. Не стоит настаивать. Помните – даже у детей младшего школьного возраста результат достигается через игру.

Проверка внимания: задания для каждого

Перечисленные ниже упражнения вы можете использовать с 2 целями:

  • проверка внимания;
  • развитие.

Они одинаково хорошо работают в обоих направлениях. И имеют массу вариаций.

Одно из самых простых заданий – найти отличия:

  • ребенку предлагаются парные картинки с небольшими различиями;
  • он должен назвать, чем одна картинка отличается от другой.

Для малышей хорошим результатом будут 3-4 найденных отличия. Детям постарше можно давать задания с 10 и более отличиями.

Определение изменений – простая игра. Она может выстраиваться на:

  • карточках;
  • реальных предметах.

Суть игры заключается в следующем:

  • ребенку показывается картинка с изображенными предметами;
  • ему дается время на ее рассматривание;
  • картинка убирается;
  • на ее место кладется другая;
  • на ней изображены те же предметы, но с некоторыми изменениями.

Это могут быть:

  • смена расположения;
  • иные цвета;
  • появление лишних предметов.

Задача ребенка – заметить, что изменилось. Со временем игру можно усложнить новыми вопросами:

  • «Что находится посередине?»;
  • «Какого цвета был предмет справа?»;
  • «Сколько предметов красного цвета?».

Такие упражнения оказывают положительное влияние и на память малыша.

Лабиринты и «путалки» отлично развивают внимание. Удобно, что с их помощью можно придумывать многочисленные игры в соответствии с возрастом ребенка.

«Перепуталки» - одна из любимых детских игр. Подготовить занятие просто:
  • найдите картинки, где художник намеренно допустил оплошность (и не одну);
  • покажите ее ребенку;
  • попросите помочь и найти несоответствия.

Подобные задания делаются легко. К тому же они поднимают самооценку исполнителя - детишки любят:

  • помогать взрослым;
  • «оказываться» умнее родителей.

Обычные раскраски тоже можно использовать для развития внимания. Предложите ребенку последовательно раскрасить, например:

  • цветы;
  • машинки;
  • зверей.

Вполне вероятно, что сначала он будет путаться. Но регулярные тренировки избирательного внимания быстро дают положительный результат.

Тест Мюнстерберга

Это задание подходит для детей, хорошо владеющих навыками чтения. Суть теста сводится к следующему:

  • на листе бумаги среди строк хаотично расположенных букв шифруется одно или несколько слов;
  • ребенку предлагается найти указанное слово.

Важно учесть, что:

  • задание дается на время (не более 2 минут);
  • допускается «прятать» до 25 слов.

Одновременно с тренировкой избирательного внимания тест помогает развить навык скорочтения.

«Корректурная проба»

Упражнение подходит для детей любого возраста:

  • на листе бумаги располагаются изображения;
  • ребенку дается задание обозначить определенную группу картинок.

Изображения подбираются в соответствии с возрастом исполнителя:

  • фигуры;
  • цифры;
  • буквы;
  • сказочные герои.

При знакомстве с игрой можно давать одно задание. К примеру, вычеркнуть треугольники или Колобка. Со временем упражнение усложняется – даются 2-3 разных задания:

  • вычеркнуть Колобка;
  • обвести лисичек;
  • подчеркнуть зайчиков.

Для детишек, которые учатся читать, эта игра незаменима. Она помогает:

  • запоминать буквы;
  • вычленять определенные буквы из общей массы.
"Корректурная проба для ребёнка 4 лет" Пример задания: "Зачеркни гриб, обведи клубнику" Отмечать фигурки нужно по порядку, построчно слева направо

При регулярном применении «Корректурной пробы» приобретение навыка беглого чтения происходит в 2 раза быстрее, чем обычно. Хорошие результаты наблюдаются у 80% детишек.

Упражнения из «ничего»

Для того, чтобы заниматься с ребенком, необязательно иметь специальные дидактические материалы. Игры вполне можно придумывать самим и с теми предметами, которые есть дома.

Для самых маленьких

Простое упражнение на внимание делается с помощью любимых игрушек ребенка:

  • возьмите несколько игрушек;
  • придумайте историю (предположим – игрушки едут на дачу);
  • посадите их в машинку и дайте малышу внимательно посмотреть;
  • после того, как он отвернется, уберите одну игрушку.

Теперь поинтересуйтесь, кто отстал по пути.

«Топалки и хлопалки» - интересная и эффективная игра:

  • сообщите ребенку правила – на правильную фразу он хлопает, на неправильную – топает;
  • называйте разные фразы и ждите реакции.

Предложения могут быть абсолютно разными:

  • «Собака мяукает»;
  • «Корова дает молоко»;
  • «Зимой идет дождь».

Детишкам до 4 лет можно давать время на обдумывание. Ребенок постарше способен отвечать сразу.

Игра «Три задания» подходит для коллективных и индивидуальных занятий. Сигналом к началу игры становится команда «Замри». После этого родители/ведущие дают 3 задания, которые нужно выполнить в четкой последовательности. Например:

  • подпрыгнуть;
  • хлопнуть в ладоши;
  • присесть.

После команды «Отомри» ребенок приступает к выполнению. Постепенно задача усложняется:

  • увеличивается количество раз для выполнения (хлопнуть 2 раза, подпрыгнуть 5 раз);
  • изменяется число заданий – 5,6,7.

Игра «Мы знаем!» также подходит для коллективных занятий. Ее суть проста:

  • родители или ведущий выбирает тему – профессии, животные, растения;
  • при произношении слова из выбранной тематики дети должны совершить какое-то действие – подпрыгнуть, поднять руку;
  • ведущий быстро произносит разные слова, периодически вставляя нужные.

У 65% детей наблюдаются проблемы со слуховым вниманием. Поэтому игры на его развитие крайне востребованы и разнообразны:
  • послушать в течение 2 минут, что происходит за окном и рассказать;
  • определить с закрытыми глазами, какой из предметов в комнате издавал звук;
  • выполнить задание, сказанное шепотом с расстояния в 2-3 метра (поднять определенную игрушку или сделать какое-то действие).

Одна из игр на слуховое внимание – хлопки. Предварительно родители говорят ребенку, что он должен сделать на 1,2,3…10 хлопков. Задача исполнителя:

  • внимательно слушать;
  • правильно выполнять действия.

Хороший результат дает игра на описание предметов. Она имеет 2 вариации:

  • родители загадывают предмет, дают ему характеристику, ребенок отгадывает;
  • загадывает и описывает ребенок.
Удобно, что играть в нее можно дома, во время прогулки или поездки.

Для детей постарше

Если малыш хорошо считает, то ему подойдет следующая игра:

  • мама рисует на листе табличку;
  • в клеточках хаотично располагаются цифры;
  • ребенок на время должен вычеркнуть все цифры по порядку.

Мячик дает массу возможностей для развития внимания. Вот одна из простейших игр:

  • мама кидает мяч и говорит цифру;
  • ребенок ловит и в ответ называет предыдущую или последующую (об этом договариваются заранее);
  • затем кидает мяч матери и теперь она должна выполнить задание.

Или такой вариант:

  • мама кидает мяч;
  • называет 2 неподходящих друг другу слова «кошка», «дует»;
  • ребенок ловит мяч;
  • придумывает с названными словами правильные фразы – «кошка царапается», «ветер дует».

Задания на время тоже довольно разнообразны. Ребенка можно попросить назвать за полминуты как можно больше предметов:

  • одного цвета;
  • начинающихся на определенную букву;
  • указанной формы;
  • одного размера.

По мере развития внимания задания усложняются. Например, можно:

  • дать ребенку внимательно оглядеться;
  • попросить его закрыть глаза;
  • задавать вопросы, касающиеся предметов в помещении.

Подобные упражнения одновременно тренируют и память.

Игра в «букашку» поможет детям не только стать внимательнее, но и:

  • действовать по команде;
  • «видеть» строки и клетки (навык востребован в школе);
  • концентрироваться.

Перед началом игры подготовьтесь:

  • нарисуйте на листе бумаги квадрат, разделенный на 9 секторов;
  • дайте ребенку маленькую игрушку, которая будет выполнять роль «букашки»;
  • объясните правила.

Суть задания проста:

  • родители говорят, как двигаться «букашке»;
  • ребенок выполняет.

Например:

  • 1 клетка вниз;
  • 2 клетки вправо;
  • 1 клетка вниз;
  • 4 клетки вверх.

Малыш должен в точности выполнять команды. Как только он освоится и перестанет ошибаться, игру можно усложнить:

  • увеличить поле до 16 клеток;
  • сделать «букашку» невидимкой.

В последнем случае игроку придется мысленно передвигаться по клеткам. В итоге он должен указать, где остановилась «букашка». С первого раза выполнить все правильно удается не более 15% детей.

И не забывайте хвалить и подбадривать чадо, даже если у него не все получается. Дети, которых родители поддерживают, несмотря на результат, быстрее овладевают новыми навыками и легче усваивают информацию. А значит в итоге они окажутся в разы внимательнее своих сверстников.