Мышление относится к высшим познавательным процессам. Его можно представить в виде движения идей, которые раскрывают суть вещей, предметов и явлений. Именно этот процесс отвечает за навыки работы с информацией и умение извлекать из нее максимум пользы. А появляющиеся с течением времени определенные привычки мышления определяют будущую жизнь человека на 65%. Развивать мышление ребенка можно и нужно с самого рождения. Но наиболее продуктивным периодом психологи считают временной интервал от года до 10-12 лет. 

Содержание

Коротко о мышлении

До 83% современных родителей, как показывает практика, уверены, что для развития мышления достаточно специальных игрушек. Если вы тоже находитесь в плену этого убеждения, то поспешим вас расстроить – мышление является сложным познавательным процессом и эффективно развивается только в тесном взаимодействии ребенка и постоянно контактирующих с ним взрослых.

Нельзя забывать и о том, что мыслительная деятельность представляет собой фундамент успешного обучения. Дети, родители которых целенаправленно занимались развитием мышления, при поступлении в школу выделяются на фоне сверстников по целому ряду параметров:

  • на 25% быстрее усваивают информацию;
  • на 45% легче воспринимают новое;
  • на 15% активнее проявляют себя в познавательных процессах.

Детское мышление формируется как сложная многоуровневая система, в которую включены:

  • умственная деятельность;
  • практическая деятельность;
  • операции познавательного и преобразовательного характера.

Годовалый малыш не просто пассивно воспринимает окружающий мир, а стремится понять его. Он соотносит доступное ему восприятие с ощущениями, открывая для себя нечто новое.

В процесс мышления входит совокупность связанных между собой действий:

  • сопоставление;
  • сравнение;
  • выявление различий;
  • определение взаимосвязи;
  • раскрытие отношений и опосредований;
  • отражение свойств.

В соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальных особенностей этот перечень варьируется.

Этапы развития и виды мышления у детей

В каждом ребенке природа заложила такой способ познания окружающего мира как мышление. Даже новорожденные могут совершать простейшие мыслительные процессы. И главная задача родителей – развить их. А также:

  • создать культуру мышления;
  • расширить кругозор.

Но стоит учитывать, что дети не сразу приходят к тому осмыслению предметов и вещей, которые свойственны взрослым. Малышам приходится пережить 3 этапа развития, на которых родительскую помощь и поддержку сложно переоценить.

Наглядно-действенное

Это ведущее мышление у детей от года до 3 лет. В этот период между словами «мыслить» и «действовать» стоит знак равенства. Каждая мысль малыша мгновенно отражается на его лице и преобразовывается в определенные практические действия.

Каждый родитель сталкивается с такими ситуациями сотни раз в день. Вот ваш ребенок, играющий в песочнице, заприметил у рядом стоящего мальчика красивую машинку. Секунда – и игрушка отобрана, а детский конфликт переходит в разряд родительского. Или иная ситуация: малыш видит на кухне чайник и тут же хватает его, чтобы понять, что это за предмет.

Наглядно-действенное мышление тесно связано с практикой:

  • дети определяют для себя задачу;
  • решают ее путем реального преобразования.

До 3 лет дети не могут представить, какие-либо действия с предметом. Им важно ощущать его тактильно, погрызть, облизнуть, покрутить и в конечном итоге найти применение.

Развитие наглядно-действенного мышления происходит только на фоне практических действий. Причем по мере возможностей ребенок будет многократно повторять манипуляции с интересующим его предметом. Это позволит ему:

  • выделить характеристики объекта;
  • определить внутренние связи;
  • найти ему место в шкале собственных ценностей.

Словесные объяснения сути явлений и вещей, не подкрепленные действиями или сознательно отрезанные от них, никаким образом не влияют на развитие мыслительных процессов ребенка до 3 лет. А более 80% детей их и вовсе не воспринимают.

Наглядно-образное мышление

Этап формирования наглядно-образного мышления растягивается на период от 3 до 5 лет. У 10% детей он затягивается вплоть до поступления в школу. Но таким детишкам обучение дается довольно тяжело.

Для наглядно-образного мышления свойственно оперировать не столько самими предметами, сколько их образами. Ребенок зачастую моделирует ситуацию из подручных средств, стараясь максимально точно скопировать поведение и действие взрослых.

Подражание в этот период становится ведущей деятельностью. Поэтому, чем активнее и плодотворнее выстраивается взаимодействие между взрослыми и детьми, тем быстрее развивается мышление.

Интересно, что образное мышление – динамичный процесс. В подростковом возрасте оно принимает более сложную форму. А у 10-15% людей остается превалирующим. Это связано с особенностями деятельности мозга. Такие люди обычно выбирают для себя творческие профессии, становясь известными художниками, поэтами, актерами.

Словесно-логическое

Переход к этому виду мышления довольно длительный - он начинается в 5-6 лет и заканчивается в среднем к 11 годам. Суть словесно-логического мыслительного процесса сводится к оперированию понятиями. Если ранее ребенок опирался только на свой опыт, то теперь он действует иначе:

  • уверенно использует объясненные понятия и категории;
  • в уме устанавливает внешние и внутренние связи;
  • не нуждается в создании модели или демонстрации наглядных пособий.

На протяжении жизни все перечисленные виды мышления находятся в постоянном взаимодействии. Действия практические можно считать основой, так как только через внешнее осуществляется переход во внутреннее. Но опыт и понимание смыслового контекста происходящего дают действиям иную нагрузку. А значит развивать детское мышление необходимо на всех этапах.

Переход к этому виду мышления довольно длительный - он начинается в 5-6 лет и заканчивается в среднем к 11 годам. Суть словесно-логического мыслительного процесса сводится к оперированию понятиями. Если ранее ребенок опирался только на свой опыт, то теперь он действует иначе:

  • уверенно использует объясненные понятия и категории;
  • в уме устанавливает внешние и внутренние связи;
  • не нуждается в создании модели или демонстрации наглядных пособий.

На протяжении жизни все перечисленные виды мышления находятся в постоянном взаимодействии. Действия практические можно считать основой, так как только через внешнее осуществляется переход во внутреннее. Но опыт и понимание смыслового контекста происходящего дают действиям иную нагрузку. А значит развивать детское мышление необходимо на всех этапах.

Еще несколько слов о видах мышления

Классифицировать мыслительный процесс можно и по другим категориям. В психологии принято учитывать разделение на виды по характеру решаемых задач:

  • практическое – тесно связано с практической базой и направлено на преобразование реальности;
  • теоретическое – сосредоточено на познании сути и закономерности вещей/явлений.

Еще выделяют такие виды как:

  • интуитивное – оторвано от времени;
  • аналитическое – максимально широко раздвигает временные рамки;
  • реалистическое – направлено на внешний мир;
  • аутистическое - сосредоточено на внутренних процессах;
  • продуктивное – творческое;
  • репродуктивное.

Существуют и специфические виды мышления. Они отражают личностные качества и свойства человека:

  • мужское и женское;
  • объективное и субъективное;
  • позитивное;
  • нестандартное.

Но каким бы ни было ведущее мышление ребенка, важно его качество. Это та база, на основе которой формируется интеллект пока еще маленького человека.

Мыслительные операции

В процессе мышления ребенок использует универсальные операции. И чем лучше отточена способность применять их в разных ситуациях, тем более развито мышление. Психологи выделяют 4 основных операций:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение.

Каждый пункт списка требует пояснений.

Сравнение

Суть этой операции знакома каждому взрослому – выявление общего и различного в предметах и явлениях. Для того, чтобы малыш легко и просто пользовался этой категорией, родителям необходимо научить его 2 вещам:

  • находить одинаковое в различном;
  • видеть различное в одинаковом.

Лучший возраст для развития навыков работы с этой категорией – 2 года. С этого периода можно регулярно заниматься на предмет сопоставления. Двухлетний ребенок уже может проводить сопоставление по разным группам признаков:

  • форма;
  • цвет;
  • вкус.

Например, конфета и яблоко сладкие. Но конфета – это десерт, а яблоко – фрукт.

Анализ

Эта операция подразумевает вычленение в изучаемом предмете определенных:

  • черт;
  • свойств;
  • качеств.

Проводя анализ, ребенок «раскладывает» объект на составляющие части и выявляет необходимые.

Синтез

Операция тесно связанна с предыдущей. Если ребенок овладел анализом, то и синтез ему поддастся без труда. В этой категории из отдельных признаков и черт создается нечто целостное. Хорошей иллюстрацией синтеза служит обучение чтению – звуки и слоги сливаются в слова, дающие большой информационный массив.

Обобщение

К занятиям по развитию навыка обобщения можно приступать не раньше 6-7 лет. До этого возраста ребенок может без особого напряжения оперировать названиями разных предметов, но объединить их в одну группу ему сложно.

Развить мыслительные способности можно лишь по мере расширения словарного запаса ребенка. «Сигналом» к началу занятий на обобщение для родителей будут следующие признаки:

  • хорошая связная речь;
  • емкий словарный запас;
  • использование в речи большого количества обобщающих понятий.

У 40% детей перечисленные качества проявляются в 5 лет. Для 55% дошкольников возможности обобщать открываются в 6-7 лет. И еще у 5% детишек это время наступает в 8-10 лет.

Формы мыслительной деятельности

Для того, чтобы правильно развивать мышление детей, родителям необходимо понимать, какие формы принимает эта деятельность. Их – 3:

  • суждения;
  • понятия;
  • умозаключения.

Суждение

Суждения представляют собой работу ума, направленную на:

  • выявление связей;
  • выделение отношений между предметами или явлениями.

Часто суждения базируются на эксперименте. Такая деятельность дает хороший результат у дошкольников, которым важно на основе действий и опыта прийти к какому-либо логическому выводу.

Понятие

Понятие – это более сложная форма мышления. Она становится доступна детям по мере увеличения информационного потока, воспринимающегося и обрабатываемого мозгом.

На основе полученных данных ребенок приобретает некоторые понятия об явлениях и вещах, многие из которых он не может представить наглядно. Например, двухлетний малыш не сможет объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. Зато пятилетний ребенок быстро расскажет, какое поведение считается плохим, а какое – хорошим.

Формирование понятий о самых разных вещах происходит одновременно с представлением о соотношении причин и следствий. К примеру:

  • в 2 года ребенок видит лужу и несется в нее;
  • в 3 года он знает, что в луже можно испачкаться и промокнуть, а потому спрашивает разрешения у родителей;
  • в 6-7 лет ребенок понимает, когда, в какой одежде и в какое время можно бегать по лужам.

Понятийная база значительно расширяет кругозор и способствует развитию мышления.

Умозаключения

Это – самый высокий уровень познавательной деятельности. Он основан на суждениях и сложившихся понятиях. Например, в выходной день семилетний малыш просыпается от звуков дождя. Он помнит, что на сегодня планировался поход в зоопарк. Но в дождь это невозможно, поэтому мама с папой отменят зоопарк. И он расстроен.

Диагностика развития мышления

Научить ребенка думать – главная забота родителей. В зависимости от возраста и особенностей чада они должны:

  • поощрять любознательность;
  • способствовать обогащению опыта;
  • учить вычленять главное из разрозненных мелочей.

Проще всего сделать это в игровой форме. Но перед началом занятий стоит проверить уровень мышления ребенка. С помощью простейших методик, облаченных в форму игры, эта задача окажется по силам каждому родителю.

Обобщение понятий

Эта методика хороша тем, что подходит для детей разного возраста:

  • малышам помогут картинки;
  • детям от 6-7 лет – карточки со словами.

Суть задания проста – одним словом назвать изображенные на картинках предметы:

  • кружка, тарелка, блюдце, стакан – посуда;
  • томат, огурец, свекла – овощи;
  • футболка, шорты, юбка, платье – одежда.

Важно, чтобы слова были из разных категорий. Это позволит максимально расширить кругозор и словарный запас ребенка.

Классификация предметов

Для этого задания родителям понадобятся карточки с изображениями предметов или живых существ. В каждой группе должно быть не меньше 5 карточек (например, фрукты – яблоко, груша, ананас, банан, слива). Общее количество изображений – около 30. Учитывайте уровень познания ребенка и выбирайте только знакомые ему предметы

Игра выстраивается следующим образом:

  • перед ребенком раскладываются все карточки;
  • мама предлагает ему выбрать те, которые подходят друг другу;
  • по ходу работы задаются уточняющие вопросы.

В процессе родителям нужно понять:

  • чем руководствуется ребенок при выборе;
  • умеет ли он выделять общие признаки.

Чем больше предметов свяжет между собой малыш, тем выше уровень его мышления.

После распределения всех карточек по группам предложите ребенку объединить между собой группы, имеющие общие признаки. Предположим у вас получилось 6 категорий:

  • одежда;
  • люди;
  • дикие животные;
  • домашние животные;
  • фрукты;
  • овощи.

Ребенок должен сгруппировать их с объяснениями следующим образом:

  • дикие и домашние животные;
  • люди и одежда;
  • фрукты и овощи.

В этой части игры важно понять, каким образом выстраивается мыслительный процесс. Пусть на первых порах ребенок рассуждает вслух. А вы помогайте ему наводящими вопросами.

Задание в зависимости от возраста испытуемого можно усложнять, предлагая сгруппировать предметы по определенному признаку:

  • съедобное;
  • живое;
  • неживое;
  • выросло.

На первых занятиях будет достаточно выполнить одну часть задания. Иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к подобным играм.

Невербальная классификация

Эта методика во многом идентична предыдущей. Для задания подготовьте 20 карточек, сгруппированных по 10 изображений. Вариаций здесь много:

  • дикие и домашние животные;
  • овощи и фрукты;
  • одежда и транспорт.

Упражнение выстраивается в несколько этапов:

  • попросите ребенка внимательно понаблюдать за вашими действиями;
  • без разъяснений разложите по 3 картинки;
  • предложите продолжить работу в том же ключе.

После попросите малыша объяснить, почему он сгруппировал картинки таким образом. Для детей 5-6 лет задание усложняют – просят разложить карточки без образца.

Хорошим результатом считают 2-3 ошибки. Они свидетельствуют о рассеянности и невнимательности ребенка. Более 5 ошибок «говорят» о том, что ребенку не доступно обобщение и работать нужно в этом направлении.

Эта методика во многом идентична предыдущей. Для задания подготовьте 20 карточек, сгруппированных по 10 изображений. Вариаций здесь много:

  • дикие и домашние животные;
  • овощи и фрукты;
  • одежда и транспорт.

Упражнение выстраивается в несколько этапов:

  • попросите ребенка внимательно понаблюдать за вашими действиями;
  • без разъяснений разложите по 3 картинки;
  • предложите продолжить работу в том же ключе.

После попросите малыша объяснить, почему он сгруппировал картинки таким образом. Для детей 5-6 лет задание усложняют – просят разложить карточки без образца.

Хорошим результатом считают 2-3 ошибки. Они свидетельствуют о рассеянности и невнимательности ребенка. Более 5 ошибок «говорят» о том, что ребенку не доступно обобщение и работать нужно в этом направлении.

Выбор правильного слова

Упражнение рассчитано на определение умения выбирать наиболее существенный признак:

  • ребенку читается начало предложения и варианты его продолжения;
  • он выбирает одно слово, которое наиболее точно соответствует началу.

Например:

  • «У пальто есть…» - пуговицы, рукава, молния, шнуровка;
  • «Снег всегда…» - белый, легкий, холодный.

Сложность задания заключается в том, что многие слова покажутся ребенку подходящими. Но только одно идеально характеризует описываемый предмет. Для пальто это будут рукава. А для снега прилагательное «холодный».

Исключение лишних слов

Задание воспринимается ребенком на слух:

  • мама с паузой называет пять слов;
  • одно из них лишнее – его и определяет малыш.

Для одного упражнения достаточно 10 сочетаний. Выбор падает на понятные ребенку слова. В качестве примера приведены следующие группы:

  • Света, Лена, Алина, Иванова, Аня;
  • слива, яблоко, малина, груша, банан;
  • машинка, кукла, вода, лопатка, конструктор.

Будьте готовы к тому, что ваше чадо растеряется и не даст хорошего результата. Около 87% детей испытывают затруднения с подобными заданиями. Но через время с легкостью справляются с ними.

Последовательные картинки

Эта методика направлена на диагностику по совокупности параметров:

  • понимание наличия связи между событиями;
  • определение причинно-следственных связей;
  • оценка уровня развития речи.

Для игры понадобятся сюжетные карточки (не более 6 штук). Перемешайте их и попросите малыша разложить картинки по порядку. После:

  • предложите составить рассказ по разложенным изображениям;
  • обратите внимание на связность и правильность речи;
  • отметьте эмоциональность рассказа.

Если ребенок не только правильно разложил картинки и составил сказку, но и верно выделил главных героев, родителям не о чем беспокоиться.

Тест Когана

Довольно сложный тест, требующий от родителей подготовки. Для начала им нужно начертить таблицу 6 на 6 граф:

  • по горизонтали – геометрические фигуры;
  • по вертикали – цвета.

Если тестируемый еще не умеет читать, то вместо названий цветов графы заштриховываются нужным оттенком.

Далее:

  • родители вырезают из бумаги по 6 фигур, указанных в таблице;
  • каждая раскрашивается в отмеченные цвета.

Задача игры – выявить возможности ребенка по классификации предметов по 2 признакам. Тестирование проводится поэтапно:

  1. Положите перед ребенком перемешанные фигуры и предложите сгруппировать их по цветовой принадлежности
  2. Вновь смешайте фигуры и предложите разложить их по форме
  3. Дайте ребенку таблицу и перемешанные фигуры, попросив его найти для каждой свое место.

Не вмешивайтесь в процесс работы. Все пояснения даются в конце задания.

Задания на развитие мышления

Получив результаты диагностики, можно приступать к регулярным занятиям с ребенком. Даже если он показал высокий уровень развития мышления, специальные игры и задачи окажут стимулирующее действие на мыслительные процессы. Поэтому пренебрегать ими не стоит.

«Отыщи похожий»

Играть в нее можно в любом месте:

  • дома;
  • во время прогулки;
  • по дороге в детский сад;
  • в поездке.

Мама задает ребенку определенную геометрическую форму. И просит отыскать похожие предметы в окружающем пространстве. Предположим, что задан был круг. Тогда ответы могут быть такими:

  • тарелка;
  • колесо;
  • солнце;
  • мячик.

Чем больше перечислений сделает ребенок, тем лучше для его мышления.

«Ты кто?»

Простая, но веселая и эффективная игра, способствующая развитию разных психических функций:

  • на чистый лист бумаги ставится цветная клякса;
  • лист сгибается пополам;
  • клякса слегка размазывается;
  • ребенку предлагается определить, на что она похожа.

Не стойте в стороне и тоже включайтесь в процесс!

«Давай, объясню!»

Это упражнение должно иметь предысторию. Посадите малыша рядом и предложите ему представить, что он встретился с любопытным инопланетянином. Говорить на земном языке он не умеет. А вы не понимаете его. Но гость постоянно интересуется всем вокруг и требует разъяснений относительно всех увиденных предметов.

А теперь называйте ребенку простые слова – «автомобиль», «кошка», «школа», «художник». Он должен максимально подробно и понятно объяснить смысл названного.

Игра довольно занимательная и позволит отвлечь ребенка в пути.

«Закончи сам»

Упражнение на развитие понятийного мышления:

  • мама говорит начало фразы;
  • ребенок заканчивает ее.

Например:

  • «Сахар – сладкий, лимон… - кислый»;
  • «Днем светло, ночью… - темно»;
  • «Птица летает, собака… - бегает».

Игру можно разнообразить использованием мячика. Мама говорит и кидает, малыш ловит и продолжает.

«Что из этого получится?»

Интересная игра, активно развивающее детское мышление. Выстраивается она на заданном вопросе и сделанных ребенком предположениях. Предположим, вы спрашиваете: «Что получится из муки?».

Варианты ответов многочисленны:

  • хлеб;
  • булочка;
  • пирог;
  • клецки.

Или – «Кем/чем будет гусеница?»:

  • бабочкой;
  • едой для птички;
  • гусеницей.

Задание можно сформировать и от обратного, спрашивая, кто кем был раньше:

  • платье – ткань;
  • торт – мука;
  • огурец – рассада.

Обычно это упражнение тяжело дается 63% детей. Но по мере расширения кругозора они улучшают свой результат на 35%.

«На что похоже?»

Для игры подойдет абсолютно любой предмет. Задача ребенка – внимательно его рассмотреть и рассказать, на что он может быть похож и почему.

«Найди общее»

Упражнение довольно простое, но требует серьезной работы ума:

  • назовите ребенку 2 разных предмета;
  • попросите его порассуждать и найти между ними общие черты.

Например, за исходные слова взяты:

  • ракета;
  • карандаш.

Ребенок может отметить, что:

  • они сделаны людьми;
  • оставляют след – на небе и на листе;
  • у них похожая форма.

Чем больше сходств будет выявлено, тем лучше.

«Группировка по общему признаку»

Договоритесь с ребенком о следующем:

  • у вас есть 3 кодовых слова – «земля», «вода», «воздух»;
  • как только будет произнесено одно из них, ребенок называет соответствующее категории животное.

Например:

  • земля – собака, кошка, лошадь;
  • вода – акула, кит, дельфин;
  • воздух – орел, синица, чайка.

Позже категории можно будет сменить на новые.

«Оптимист и пессимист»

В начале игры мама и ребенок распределяют между собой роли. Один будет оптимистом, а другой выступает его противоположностью. Задает ситуацию оптимист. Пессимист находит в ней плохое, начав с фразы «Не очень!».

Вариантов ситуаций в этой игре масса:

  • «Хорошо, что сегодня выходной» - «Не очень, нужно убраться дома»;
  • «Хорошо, мы идем гулять» - «Не очень, я наступил на гвоздь»;
  • «Хорошо, на улице светит яркое солнце» - «Не очень, можно обгореть».

Истории могут быть ничем не связаны между собой или сложиться в связный рассказ.

«Почему? Потому!»

Прекрасная игра для того, чтобы научить детей:

  • рассуждать;
  • самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Почаще задавайте ребенку вопросы на разные темы:

  • «Почему наступает ночь?»;
  • «Почему снег холодный?»;
  • «Почему идет дождь?».

Если он затрудняется с ответом, помогите ему, постепенно наводя на нужную мысль.

«Невероятная история!»

Дети обожают самые невероятные ситуации. Поэтому с большим энтузиазмом примутся рассуждать, например, на тему «Деревьев, которые научились разговаривать» или «Града из леденцов». Предложите малышу обсудить, что хорошего и плохого будет в этом явлении. Помогайте и направляйте его.

«Шпионские коды»

Тайна влечет любого ребенка! И эта игра рассчитана на любовь детей ко всему необычному и таинственному. Подходит она для развития мышления детей от 6-7 лет. Главное условие – беглый навык чтения.

Перед началом игры ребенку придется придумать обозначение каждой буквы алфавита. Это могут быть:

  • картинки;
  • пиктограммы;
  • геометрические фигуры;
  • значки.

После того, как он попробует себя в роли шифровальщика, можно приступать к составлению шпионских посланий:

  • пишите друг другу зашифрованные послания;
  • оставляйте их в специально выбранных для этого местах;
  • придумывайте интересные задания друг для друга.

Мышление – это основа успешного обучения. Но его развитие не должно быть нудным и скучным. Развивайте ребенка играючи и тогда у вас всегда будет повод сказать: «Ты так интересно мыслишь!».