Одним из важных элементов сознательной деятельности любого индивида являются навыки. Они относятся к автоматизированным компонентам и имеют сложную классификацию. Мы расскажем, что такое навыки с научной точки зрения и как развить нужный комплекс элементов.

О навыках простыми словами

Навык – это, в психологии, действие, возведенное в степень автоматизма. Но здесь важно разделять деятельность в целом и ее отдельные процессы, так как навыками могут быть только элементы, входящие в процесс деятельности.

Рассматривая научное определение навыков, стоит четко понимать, что они не имеют ничего общего с безусловными рефлексами. Последние изначально не контролируются сознанием и автоматизированы. Примеры безусловных рефлексов знакомы каждому: дыхание или сглатывание слюны.

А вот навыки превращаются в автоматизированные только в процессе регулярного повторения или, как еще принято говорить, упражнения. Специалисты часто дают такую характеристику навыкам – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, становящиеся таковыми в процессе деятельности и не контролируемые сознанием.

Хорошим примером в данном случае могут служить люди, потерявшие память. До 98% из них сохраняют элементы деятельности, доведенные в течение жизни до автоматизма. Это могут быть навыки, связанные с работой, ведением домашнего хозяйства или хобби.

Около 10 лет назад в одну из больниц Новосибирска попал мужчина с травмой головы, результатом чего стала потеря памяти – пациент не помнил ничего о себе. Через год память не вернулась, а поиски родственников не увенчались успехом. Мужчине пришлось выстраивать жизнь заново. Как оказалось, он хорошо управлялся с деревом. И не просто мастерил из древесины поделки, а создавал уникальную мебель с особыми отличительными элементами – почерком мастера, который не пропал вместе с памятью. По почерку мужчину абсолютно случайно и опознал партнер по бизнесу.

Если опустить все научные описания навыков и изложить их кратко самым простым языком, то можно сказать следующее – навыком считается тот компонент деятельности, который производится легко, без сознательного контроля и сосредоточенности на происходящем.

Классификация

В психологии существует сложная классификация навыков. В первую очередь они делятся на:

  • простые;
  • сложные.

 

Под первыми понимаются элементарные действия, свойственные каждому человеку: поднести ложку ко рту, расчесать волосы, закрыть дверь ключом.

Вторые могут состоять из целого набора элементов - навык одновременного приготовления трех блюд или командной игры.

Также навыки подразделяются на:

  • конкретные;
  • универсальные.

 

Конкретные уместны только в одной ситуации. Часто подобные навыки приобретают люди, которые длительное время занимаются одним и тем же делом. Но вне рамок ситуации автоматизированные действия бесполезны.

В отличие от универсальных навыков. Они уместны в любых обстоятельствах и способны существенно облегчить жизнь индивида (в качестве примера можно взять завязывание шнурков).

Различают навыки и по видам:

  • перцептивные;
  • интеллектуальные;
  • двигательные.

 

Перцептивные навыки представляют собой отображение знакомого объекта через чувственную среду. Причем происходит это автоматически и затрагивает как свойства, так и характеристики объекта.

Интеллектуальные навыки – это применение алгоритма решения уже когда-либо встречавшейся задачи.

Двигательные навыки характеризуются как воздействие на некоторый предмет, производящееся в автоматическом режиме. Нужно отметить, что в эту категорию входят и перечисленные выше навыки.

Но описанные виды нельзя считать единственными. Отдельно выделяют коммуникативные навыки, спортивные, социальные навыки, бытовые. И это далеко не весь список. Практически в каждой сфере деятельности существует возможность довести действия до автоматизма.

Взаимодействие

Каждый индивид владеет группой навыков, и они постоянно взаимодействуют между собой. Тем более, когда речь идет о формировании новых элементов под воздействием сложившихся обстоятельств. Первоначально личность пытается применить уже имеющиеся навыки, что классифицируется как перенос навыков. Он бывает трех видов:

  1. Интерференция. Это явление характеризуется как препятствующее формированию навыка. Ему свойственно предоставление нескольких схожих задач, но требующих принципиально разных способов решения.
  2. Индукция. Возникает в результате последовательного и поэтапного обучения комплексным действиям. В этом случае уже имеющиеся навыки способствуют формированию и закреплению новых.
  3. Отрицательный. При последовательном обучении между навыками возникает «конфликт» - предыдущие мешают закреплению последующих.

 

Аллокация навыков наиболее важна в педагогике. В этом ключе можно отметить и такое явление как диффузию – распространение навыков в группе индивидов. Если одна личность владеет необходимыми для всей группы элементами действий, то вскоре и остальные ее участники вырабатывают их у себя.

Нюансы формирования

Обучение навыку происходит в три этапа:

  • объяснение – индивид должен понимать саму задачу и видеть способы ее решения;
  • тренировка – последовательное выполнение необходимых действий под контролем сознания;
  • доведение до автоматизма – навык формируется, и сознание перестает контролировать воспроизводимые действия.

 

Немаловажную роль в оттачивании навыка играет личность, через которую происходит обучение. Правильно организованный процесс ускоряет формирование и закрепление алгоритма действий, приводя их к автоматизму.