До 60% дошкольников испытывают проблемы с вниманием. Им сложно сконцентрироваться на чем-то и правильно выполнять задания. А значит в будущем у таких детей возникнут сложности с усвоением учебного материала в школе. Но исправить ситуацию можно с помощью специальных корректурных проб для детей 4-5 лет.
Содержание
Открыть и скачать Корректурная проба для детей 4-5 лет
Об особенностях метода
Корректурная проба базируется на тесте Бурдона, разработанном в конце 19 века. Известный французский психолог, считающийся основателем экспериментальной психологии, долгие годы занимался вопросами внимания. И сумел создать универсальную методику, которая не имеет возрастных ограничений.
Постепенно метод стал широко распространен в разных сферах. И сейчас применяется как основной инструмент для диагностики внимания и его развития.
Суть корректурной пробы
Диагностика проводится в виде тестирования, основанного на работе со специальным стимульным материалом. Он представляет собой листы со строками, заполненными символами. Для каждой возрастной категории существует свой вариант выбора бланков:
- малышам до четырех лет предлагаются листы со знакомыми изображениями – человечками, сказочными героями, животными, растениями;
- с детьми до 7 лет можно использовать все перечисленные выше картинки и добавить материал с геометрическими фигурами;
- школьникам и взрослым испытуемым подойдут тесты с буквами.
После визуального изучения листа испытуемые выполняют поставленную задачу, связанную с вычеркиванием тех или иных элементов. Проверив тесты, педагог или психолог сможет установить:
- уровень развития внимания;
- проблематику.
И разработать эффективный план по улучшению этого важного свойства человеческой психики.
Преимущества методики
Использование корректурной пробы имеет большое количество плюсов. И в первую очередь стоит назвать возможность делать тестирование в группах. Это очень удобно, так как за короткий период специалист получает внушительный массив данных по нескольким испытуемым.
В перечень достоинств методики также входят:
- простота – она доступна не только специалистам, но и родителям, заботящимся о развитии детей;
- универсальность – для любого испытуемого подберется свой материал;
- быстрота – тест делается в среднем 10 минут.
Покупать бланки не нужно – они доступны бесплатно. Достаточно только найти в интернете нужный вариант и скачать. Затем распечатать листы в необходимом количестве.
Что отражает тестирование?
Внимание – это многокомпонентное свойство психики. Поэтому работу по его развитию нужно вести в нескольких плоскостях. И корректурная проба дает такую возможность. При первичном тестировании она отражает результаты по следующим параметрам:
- способность концентрироваться (как долго испытуемый может удерживать внимание на одном предмете либо задании);
- объем внимания (возможность удерживать в поле концентрации несколько объектов);
- устойчивость;
- умение переключаться по команде извне.
Показатели по перечисленным свойствам могут быть различными. Например, устойчивость у ребенка развита хорошо, но переключаемость оставляет желать лучшего. И потому родители должны сделать упор в эту сторону. Корректурная проба подходит для подобных занятий и помогает улучшить внимание во всех плоскостях.
Алгоритм проведения диагностики
Подготовленный материал должен быть выдан детям за 5-7 минут до тестирования. Для возраста 4-5 лет подходят бланки со слегка недорисованными фигурками:
- зайками;
- грибочками;
- домиками;
- бабочками.
Эти изображения понятны каждому ребенку и вопросов не вызовут.
Для пятилетнего возраста бланк должен отвечать следующим характеристикам:
- от 5 до 10 рядов;
- не более 9 изображений на ряд;
- максимум 5 разных объектов.
Вариантов заданий на таких бланков несколько:
- дорисовать детали определенным героям (только зайчику или только бабочке);
- дорисовать все недостающие элементы.
Для пятилеток будет достаточно одного задания. С детишками постарше можно проводить диагностику, основанную на 2 задачах.
Важно использовать для каждого нового занятия чистый бланк. Те листы, на которых уже стоят метки, не подходят для дальнейшего использования.
Озвучив задание, педагог должен продемонстрировать его выполнение. Важно, чтобы дети:
- не торопились (по времени испытуемых не ограничивают);
- изучали бланк слева направо;
- прорабатывали лист построчно.
Если ребенок отвлекся и начал «скакать» по строчкам, необходимо вернуть его к началу задания и снова показать правильный вариант выполнения.
Проверка осуществляется в 2 этапа. На первом дети сами просматривают бланки на предмет ошибок. На втором анализ и расшифровку результатов проводит специалист.
Корректурная проба не только помогает улучшить внимание, но и способствует развитию усидчивости и повышению самоконтроля. Даже при хороших показателях этот метод будет полезен для закрепления результата.