До 60% дошкольников испытывают проблемы с вниманием. Им сложно сконцентрироваться на чем-то и правильно выполнять задания. А значит в будущем у таких детей возникнут сложности с усвоением учебного материала в школе. Но исправить ситуацию можно с помощью специальных корректурных проб для детей 4-5 лет.

 

Содержание


​Открыть и скачать Корректурная проба для детей 4-5 лет

Корректурная проба для младших школьников

Об особенностях метода

Корректурная проба базируется на тесте Бурдона, разработанном в конце 19 века. Известный французский психолог, считающийся основателем экспериментальной психологии, долгие годы занимался вопросами внимания. И сумел создать универсальную методику, которая не имеет возрастных ограничений.

Благодаря ей, ученый определял степень концентрации внимания у рабочих, чья деятельность напрямую связана с необходимостью быть длительное время сосредоточенными.

Постепенно метод стал широко распространен в разных сферах. И сейчас применяется как основной инструмент для диагностики внимания и его развития.

Суть корректурной пробы

Диагностика проводится в виде тестирования, основанного на работе со специальным стимульным материалом. Он представляет собой листы со строками, заполненными символами.  Для каждой возрастной категории существует свой вариант выбора бланков:

  • малышам до четырех лет предлагаются листы со знакомыми изображениями – человечками, сказочными героями, животными, растениями;
  • с детьми до 7 лет можно использовать все перечисленные выше картинки и добавить материал с геометрическими фигурами;
  • школьникам и взрослым испытуемым подойдут тесты с буквами.
Для диагностики важно подбирать знаки, которые понятны детям. В противном случае они не смогут правильно выполнить задание.

После визуального изучения листа испытуемые выполняют поставленную задачу, связанную с вычеркиванием тех или иных элементов. Проверив тесты, педагог или психолог сможет установить:

  • уровень развития внимания;
  • проблематику.

 

И разработать эффективный план по улучшению этого важного свойства человеческой психики.

Преимущества методики

Использование корректурной пробы имеет большое количество плюсов. И в первую очередь стоит назвать возможность делать тестирование в группах. Это очень удобно, так как за короткий период специалист получает внушительный массив данных по нескольким испытуемым.

В перечень достоинств методики также входят:

  • простота – она доступна не только специалистам, но и родителям, заботящимся о развитии детей;
  • универсальность – для любого испытуемого подберется свой материал;
  • быстрота – тест делается в среднем 10 минут.

 

Покупать бланки не нужно – они доступны бесплатно. Достаточно только найти в интернете нужный вариант и скачать. Затем распечатать листы в необходимом количестве.

Что отражает тестирование?

Внимание – это многокомпонентное свойство психики. Поэтому работу по его развитию нужно вести в нескольких плоскостях. И корректурная проба дает такую возможность. При первичном тестировании она отражает результаты по следующим параметрам:

  • способность концентрироваться (как долго испытуемый может удерживать внимание на одном предмете либо задании);
  • объем внимания (возможность удерживать в поле концентрации несколько объектов);
  • устойчивость;
  • умение переключаться по команде извне.

 

Показатели по перечисленным свойствам могут быть различными. Например, устойчивость у ребенка развита хорошо, но переключаемость оставляет желать лучшего. И потому родители должны сделать упор в эту сторону. Корректурная проба подходит для подобных занятий и помогает улучшить внимание во всех плоскостях.

Алгоритм проведения диагностики

Подготовленный материал должен быть выдан детям за 5-7 минут до тестирования. Для возраста 4-5 лет подходят бланки со слегка недорисованными фигурками:

  • зайками;
  • грибочками;
  • домиками;
  • бабочками.

 

Эти изображения понятны каждому ребенку и вопросов не вызовут.

Для пятилетнего возраста бланк должен отвечать следующим характеристикам:

  • от 5 до 10 рядов;
  • не более 9 изображений на ряд;
  • максимум 5 разных объектов.

 

Вариантов заданий на таких бланков несколько:

  • дорисовать детали определенным героям (только зайчику или только бабочке);
  • дорисовать все недостающие элементы.

 

Для пятилеток будет достаточно одного задания. С детишками постарше можно проводить диагностику, основанную на 2 задачах.

Важно использовать для каждого нового занятия чистый бланк. Те листы, на которых уже стоят метки, не подходят для дальнейшего использования.

Озвучив задание, педагог должен продемонстрировать его выполнение. Важно, чтобы дети:

  • не торопились (по времени испытуемых не ограничивают);
  • изучали бланк слева направо;
  • прорабатывали лист построчно.
С детьми от 7 лет диагностику и дальнейшие занятия можно проводить на время.

Если ребенок отвлекся и начал «скакать» по строчкам, необходимо вернуть его к началу задания и снова показать правильный вариант выполнения.

Проверка осуществляется в 2 этапа. На первом дети сами просматривают бланки на предмет ошибок. На втором анализ и расшифровку результатов проводит специалист.

Корректурная проба не только помогает улучшить внимание, но и способствует развитию усидчивости и повышению самоконтроля. Даже при хороших показателях этот метод будет полезен для закрепления результата.