Интеллект – это, в психологии, качество и уровень проявления способностей к созданию алгоритмов, способных привести к успешному решению жизненных задач разной сложности. Это многогранное понятие имеет несколько ключевых определений и до сих пор активно изучается.

 

Несколько слов об интеллекте

В обобщенном виде под интеллектом подразумевается совокупность умственных способностей, отвечающих за адаптацию индивида. Они выступают в роли контролирующего поведенческие характеристики органа, за счет чего поставленные задачи решаются максимально успешно.

Говоря простыми словами, интеллект – это одновременно:

  • способность к познанию;
  • умение эффективно решать проблемные ситуации;
  • база для успешной деятельности во всех сферах.

Именно интеллект лежит в основе многих других способностей личности.

Нередко его приравнивают к мышлению, что в корне неверно. Интеллект представляет собой многоуровневую систему познания, состоящую из:

  • ощущений;
  • памяти;
  • восприятия;
  • мышления;
  • воображения;
  • представлений.

Каждая интеллектуальная система имеет свои отличительные особенности. За их формирование отвечают следующие параметры:

  • рабочий объем памяти;
  • алгоритм отбора ценной информации;
  • способность к прогнозированию;
  • логика.

Если говорить кратко, то под интеллектом можно понимать способность к:

  • планированию;
  • организации;
  • постановке целей;
  • контролю действий.

В итоге личность, обладающая высоким интеллектом, способна добиться желаемых результатов, несмотря на изначальные параметры задачи и уровня ее сложности.

Виды

В психологии принято воспринимать интеллект как совокупность познавательных свойств личности. Но в 80-х годах прошлого века Говард Гарднер разработал видовую классификацию интеллекта, выделив 8 его типов:

  • пространственный – отвечает за ориентировку в пространстве;
  • телесно-кинестетический – умение в совершенстве владеть своим телом;
  • музыкальный – выражается в повышенной чувствительности к звукам;
  • лингвистический – тонкое восприятие слова и владение им;
  • логико-математический – способность видеть взаимосвязь в цифрах и формулах;
  • межличностный – умение выстраивать отношения с окружающими, улавливая их настроение, эмоции и состояние;
  • внутриличностный – понимание себя и своих потребностей;
  • натуралистический – способность разбираться в растениях и животных.

Что это значит в реальной жизни? Согласно теории Гарднера, человек может быть гениальным музыкантом и так и не освоить школьную программу. Или прекрасно писать, но при этом владеть математикой на уровне операций на сложение.

Данная теория не получила широкого распространения, хотя активно используется некоторыми учеными.

Традиционно психологи выделяют следующие виды интеллекта:

  • социальный;
  • эмоциональный.

Первая категория отвечает за социальную адаптацию личности. При высоком развитии этого вида интеллекта человек легко:

  • находит общий язык с окружающими;
  • прогнозирует реакции людей;
  • приспосабливается к новым условиям;
  • понимает истинные мотивы чужих поступков.

Впервые о таком понятии как социальный интеллект заговорили в 20-х годах прошлого века. На его базе позже были разработаны тесты, определяющие уровень развития познавательных способностей.

Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способностей, приводящих к пониманию и осознанию собственных:

  • чувств;
  • эмоций.

Эта система отвечает и за распознавание чужого эмоционального фона.

Отдельно нужно упомянуть еще 2 вида интеллекта:

  • вербальный;
  • невербальный.

Вербальный интеллект присутствует у каждого человека. Он отвечает за:

  • анализ полученной информации;
  • систематизацию данных;
  • воспроизведение их в виде речевых сигналов.

Невербальный интеллект опирается на визуализацию. При высоком его развитии мыслительному процессу свойственен наглядно-действенный характер.

Свойства

Свойства интеллекта можно представить в виде списка определенных качеств:

  • любопытство;
  • глубина разума (позволяет вычленять из всего информационного потока самое главное);
  • подвижность разума;
  • логика;
  • доказательность;
  • критичность;
  • широта мышления.

Они одинаково актуальны для любого из видов интеллекта. Чем выше уровень развития каждого из этих свойств, тем более интеллектуально развита личность.

К 40 годам интеллект индивида достигает пиковых значений. Именно в этом возрасте приходят понимание мудрости и обоснованность суждений. Но его развитие на этом не останавливается. При ежедневных тренировках интеллект сможет сохранить свою «остроту» в любом возрасте.