Избирательное внимание – один из ключевых параметров, обеспечивающих успех деятельности в условиях повышенных нервно-психических нагрузок. Уровень его развития эффективно отражает классическая методика Гуго Мюнстерберга. С ее помощью можно определить степень готовности ребенка к школе, выявить уровень развития познавательных процессов, провести профориентацию или понять, что мешает детям усваивать учебный материал. И это далеко не полный перечень вариантов использования теста!

​Открыть и скачать Бланк методики Мюнстерберга

Несколько фактов о Гуго Мюнстерберге

Новатор. Талантливейший ученый. Экспериментатор. Философ и психолог. Этими и многими другими эпитетами наградили Гуго Мюнстерберга соотечественники и потомки.

Основоположник прикладной психологии родился во второй половине 19 века в Пруссии, но большую часть сознательной жизни провел в Америке. Будущий ученый воспитывался в атмосфере любви к искусству и демонстрировал недюжинные успехи в разных областях еще будучи гимназистом.

«Молодой человек писал стихи, играл на музыкальных инструментах, владел арабским и санскритом. Параллельно он увлекался археологией. А заниматься научной работой Гугой стал уже в 12 лет – его авторству принадлежит словарь иностранных слов, использующихся в Германии»

В 24 года молодой ученый проспонсировал создание экспериментально-психологической лаборатории на базе Фрейбургского университета, куда был принят в качестве преподавателя. Через 2 года Гуго пригласили на работу в Америку, где он вплотную занялся делом всей своей жизни – психологией трудовых процессов.

Больше всего Мюнстерберга интересовала эмпирическая сторона вопроса. Ему принадлежит идея подготовки промышленных психологов. Для них был разработан тест, определяющий профпригодность в условиях повышенных нагрузок потенциальных и уже трудоустроенных работников.

В упрощенном виде современные специалисты успешно применяют его в таких областях как:

  • юриспруденция;
  • искусство;
  • военное дело;
  • психотерапия;
  • образование;
  • реклама.

Несмотря на то, что тесту Мюнстерберга исполнилось уже более сотни лет, он не теряет своей актуальности и встраивается в разные виды психодиагностической работы.

Суть методики 

Тест довольно прост:

  • испытуемому дается лист со сплошным буквенным массивом, сгруппированным в несколько строк;
  • за указанный промежуток времени необходимо отметить в нем спрятанные слова (подчеркнуть или вычеркнуть).

Отсутствие ошибок указывает на высокие сосредоточенность и уровень развития избирательного внимания.

Правила и особенности работы с тестом Мюнстерберга 

Методика предполагает несколько вариантов использования:

  • индивидуально или в группе;
  • на время или без ограничений.

Во всех перечисленных случаях соблюдаются правила организации тестирования и подготовки материала:

  • для детей в возрасте 6-7 лет выбирается индивидуальный вариант работы;
  • групповую диагностику удобнее проводить с детьми от 10-12 лет;
  • стимульный материал должен соответствовать возрастной группе;
  • перенос слов-ключей по строкам не допускается;
  • для дошкольников и младших школьников в тесте «прячется» не более 12 слов;
  • дети старшего возраста должны найти 25 слов.

Время, отведенное на работу, также зависит от возрастной категории:

  • дошкольники и младшие школьники – 5 минут;
  • средняя школа и старшеклассники – 2 минуты.

Психологи рекомендуют проходить тест повторно после проведения комплекса мероприятий, направленных на корректировку внимания.

Интерпретация полученных результатов

Для каждого возраста существуют свои нормативы.

Интерпретация результатов в соответствии с возрастом

Дошкольники и младшие школьники

Средняя школа и старшеклассники

Количество найденных слов

Уровень развития избирательного внимания

Количество найденных слов

Уровень развития избирательного внимания

9-10

Высокий

24-25

Высокий

7-8

Выше среднего

21-23

Выше среднего

5-6

Средний

16-20

Среднего

3-4

Ниже среднего

10-15

Ниже среднего

0-2

Низкий

0-9

Низкий

Важно учитывать, что плохие результаты, показанные ребенком, могут быть следствием недомогания и других проблем. Поэтому тестирование рекомендуется продублировать беседой, наблюдениями и применением других методик.

​Открыть и скачать Бланк методики Мюнстерберга