Избирательное внимание – один из ключевых параметров, обеспечивающих успех деятельности в условиях повышенных нервно-психических нагрузок. Уровень его развития эффективно отражает классическая методика Гуго Мюнстерберга. С ее помощью можно определить степень готовности ребенка к школе, выявить уровень развития познавательных процессов, провести профориентацию или понять, что мешает детям усваивать учебный материал. И это далеко не полный перечень вариантов использования теста!
Несколько фактов о Гуго Мюнстерберге
Новатор. Талантливейший ученый. Экспериментатор. Философ и психолог. Этими и многими другими эпитетами наградили Гуго Мюнстерберга соотечественники и потомки.
Основоположник прикладной психологии родился во второй половине 19 века в Пруссии, но большую часть сознательной жизни провел в Америке. Будущий ученый воспитывался в атмосфере любви к искусству и демонстрировал недюжинные успехи в разных областях еще будучи гимназистом.
«Молодой человек писал стихи, играл на музыкальных инструментах, владел арабским и санскритом. Параллельно он увлекался археологией. А заниматься научной работой Гугой стал уже в 12 лет – его авторству принадлежит словарь иностранных слов, использующихся в Германии»
В 24 года молодой ученый проспонсировал создание экспериментально-психологической лаборатории на базе Фрейбургского университета, куда был принят в качестве преподавателя. Через 2 года Гуго пригласили на работу в Америку, где он вплотную занялся делом всей своей жизни – психологией трудовых процессов.
Больше всего Мюнстерберга интересовала эмпирическая сторона вопроса. Ему принадлежит идея подготовки промышленных психологов. Для них был разработан тест, определяющий профпригодность в условиях повышенных нагрузок потенциальных и уже трудоустроенных работников.
В упрощенном виде современные специалисты успешно применяют его в таких областях как:
- юриспруденция;
- искусство;
- военное дело;
- психотерапия;
- образование;
- реклама.
Несмотря на то, что тесту Мюнстерберга исполнилось уже более сотни лет, он не теряет своей актуальности и встраивается в разные виды психодиагностической работы.
Суть методики
Тест довольно прост:
- испытуемому дается лист со сплошным буквенным массивом, сгруппированным в несколько строк;
- за указанный промежуток времени необходимо отметить в нем спрятанные слова (подчеркнуть или вычеркнуть).
Отсутствие ошибок указывает на высокие сосредоточенность и уровень развития избирательного внимания.
Правила и особенности работы с тестом Мюнстерберга
Методика предполагает несколько вариантов использования:
- индивидуально или в группе;
- на время или без ограничений.
Во всех перечисленных случаях соблюдаются правила организации тестирования и подготовки материала:
- для детей в возрасте 6-7 лет выбирается индивидуальный вариант работы;
- групповую диагностику удобнее проводить с детьми от 10-12 лет;
- стимульный материал должен соответствовать возрастной группе;
- перенос слов-ключей по строкам не допускается;
- для дошкольников и младших школьников в тесте «прячется» не более 12 слов;
- дети старшего возраста должны найти 25 слов.
Время, отведенное на работу, также зависит от возрастной категории:
- дошкольники и младшие школьники – 5 минут;
- средняя школа и старшеклассники – 2 минуты.
Психологи рекомендуют проходить тест повторно после проведения комплекса мероприятий, направленных на корректировку внимания.
Интерпретация полученных результатов
Для каждого возраста существуют свои нормативы.
Интерпретация результатов в соответствии с возрастом |
|||
Дошкольники и младшие школьники |
Средняя школа и старшеклассники |
||
Количество найденных слов |
Уровень развития избирательного внимания |
Количество найденных слов |
Уровень развития избирательного внимания |
9-10 |
Высокий |
24-25 |
Высокий |
7-8 |
Выше среднего |
21-23 |
Выше среднего |
5-6 |
Средний |
16-20 |
Среднего |
3-4 |
Ниже среднего |
10-15 |
Ниже среднего |
0-2 |
Низкий |
0-9 |
Низкий |
Важно учитывать, что плохие результаты, показанные ребенком, могут быть следствием недомогания и других проблем. Поэтому тестирование рекомендуется продублировать беседой, наблюдениями и применением других методик.