Под аттракцией принято понимать механизм возникновения привлекательности одной личности для другой. Он очень важен в контексте межличностного общения, так как имеет взаимный характер – высказанная симпатия в адрес человека в 90% случаев рождает ответную симпатию.

Несколько слов о терминологии

Определение «аттракция» пришло с французского языка. Дословный перевод термина звучит как:

  • «притяжение»;
  • «тяготение»;
  • «привлечение».

Понятие аттракции относится к многогранным. С одной стороны – это процесс формирования привлекательного образа для воспринимающей стороны. Он вызывает у людей желание:

  • узнавать друг друга;
  • больше общаться.

Одновременно аттракция входит в совокупность механизмов, которые отвечают за формирование привязанности индивидов друг к другу. Она может принимать абсолютно разные формы:

  • остаться на стадии привязанности;
  • перейти в дружбу;
  • перерасти в симпатию;
  • трансформироваться в любовь.

Возвращаясь к понятию многогранности, отметим, что аттракцию нужно воспринимать и в виде конечного результата. Им могут быть:

  • качественные характеристики общения;
  • сам факт налаживания коммуникации между людьми или группами;
  • трансформация общения из одного вида в другой.

Ступени аттракции

Аттракция имеет несколько уровней. По возрастанию их можно представить следующим образом:

  • симпатия;
  • дружба;
  • любовь.

На каждой ступени механизм работает по четкому алгоритму:

  • человек раскрывает себя с новых сторон;
  • это стимулирует второго индивида совершать ряд действий;
  • они выводят аттракцию на очередной этап.

Или не выводят. Такое случается, если раскрытых качеств и характеристик недостаточно для усиления аттракции.

Отдельно стоит отметить, что действует аттракция по определенным законам. Среди них можно выделить 2 самых главных:

  • совпадение позиций – обе стороны должны понять друг друга и принять;
  • симпатия определяет восприятие – позиция симпатичного человека принимается на 85% легче чем того, кто не нравится или вызывает негативные эмоции.

Факторы, лежащие в основе аттракции

На возникновение и закрепление аттракции влияют многие факторы. Понимая общий механизм формирования симпатии, легко влиять на этот процесс. С помощью нужных знаний человек всегда сможет:

  • расположить к себе собеседника;
  • успешно пройти собеседование;
  • влиться в новый коллектив;
  • заключить контракт любой сложности.

И это далеко не полный список! Личность, умеющая влиять на аттракцию, способна производить хорошее впечатление на представителей всех социальных слоев. А значит шансы состояться в жизни у таких людей повышаются на 85-90%.

Частота контактов

Пространственная близость – это, пожалуй, основная причина возникновения аттракции. Чем чаще люди видятся или пересекаются, тем выше шанс возникновения дружеской симпатии между ними.

Известны случаи, когда люди, каждое утро видящиеся в общественном транспорте по пути на работу, начинают находить друг друга привлекательными. В результате этого они поэтапно меняют свое поведение:

  • улыбаются при встрече;
  • здороваются (сначала кивком головы, потом вслух);
  • обмениваются телефонами;
  • назначают встречи в свободное время.

На аттракцию действуют не только реальные социальные контакты, но и виртуальные. На основе результатов последних исследований можно утверждать, что индивиды подсознательно ставят между этими видами контактов знак равенства.

Сходство

Это один из самых неустойчивых, но влиятельных факторов. Симпатия легче возникает между похожими людьми. В качестве критериев привлекательности могут выступать:

  • кровное родство;
  • происхождение;
  • хобби;
  • внешняя идентичность;
  • профессия;
  • темперамент.

Найденное случайно или целенаправленно сходство при других равных условиях всегда вызывает симпатию. Но в зависимости от местоположения, возраста и других причин критерии меняются.

Эмоции

Человек дает эмоциональную оценку всему, что происходит вокруг. Это в равной степени затрагивает предметы и людей. Тот, кто вызывает только положительные эмоции, таким же образом и оценивается. И наоборот.

Но эмоции не всегда вызывает сам оппонент. Внешние раздражители – конфликт с начальником, цветы от любимого человека, сломавшийся телефон или, например, промокшая обувь – становятся предопределяющими в оценке незнакомого человека.

Эмоциональный фактор работает и еще в одном направлении. Это можно объяснить следующим образом - человек, который постоянно дарит хорошие эмоции, автоматически вызывает симпатию. А тот, который распространяет только негатив, не сможет стать притягательным.

Физическая привлекательность

Физически привлекательные люди чаще вызывают у оппонентов аттракцию. Это актуально как для женщин, так и для мужчин. Но последние на 37% сильнее подвержены влиянию данного фактора.

Людям свойственно оценивать других через призму самих себя. Но увеличить аттракцию можно практически в любом случае, за исключением откровенной неприязни, которая в 59% ситуаций приводит к враждебности.