Случайно услышанное слово или мимолетный взгляд на какой-либо предмет способно вызвать в коре головного мозга волну возбуждения. Она провоцирует движение целого ряда взаимосвязанных мыслей, воспоминаний, смутных образов. Именно этот процесс можно назвать рождением ассоциаций, которые играют в психологии очень важную роль.
Кратко о терминологии
Несмотря на то, что вопросом ассоциаций занимались многие ученые на протяжении столетий, определение этому явлению было дано только в 17 веке. Его ввел философ родом из Англии – Дж. Локк.
Согласно его определению, под ассоциациями нужно понимать спонтанно возникающую связь между реальными объектами, воспоминаниями, явлениями и образами в воображении человека.
Ассоциации возникают под влиянием не одного, а целой группы факторов. В нее входят:
- внешние раздражители – звуки, слова, запахи;
- внутренние процессы – боли, недомогания, приятные ощущения;
- информация, сохраненная в памяти;
- мысли.
В последнем случае ассоциации возникают молниеносно и формируют цепочку. Мозг «заботливо» выуживает из подсознания одну мысль за другой, чередуя связанные с ними образы. В итоге человек способен поймать себя на длительных размышлениях о чем-то совершенно далеком от первоначальной мысли.
Физиологический механизм появления ассоциаций
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи базируются на условных рефлексах. Процесс их образования можно сравнить с камнем, брошенным в воду и вызвавшим расхождение кругов по глади. Нечто подобное происходит и с каждым человеком:
- появляется сильный раздражитель;
- он вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения;
- оно расширяется от нейрона к нейрону;
- в зону охвата постепенно попадают и области прошлого возбуждения;
- их следы активизируются;
- это вызывает в памяти чувства, образы и идеи.
На этом процесс не останавливается. Возникшие образы оказываются включенными в мышление и уже сами инициируют актуализацию новых.
Самое главное об ассоциациях
Согласно характеру возникновения, ассоциации могут быть:
- индивидуальными;
- устойчивыми.
Первая группа базируется на опыте и сохраненной информации конкретного человека. Поэтому у разных личностей одни и те же слова или звуки вызывают абсолютно противоположный ассоциативный ряд.
Устойчивые ассоциации схожи у многих людей. Они основываются на общности опыта, интересов или какой-либо деятельности.
Ассоциативный процесс находится в зависимости от следующих факторов:
- скорость распространения нервного импульса – чем она выше, тем разнообразнее возникающие образы;
- объем сохраненных в памяти знаний – богатые и оригинальные ассоциации рождает только мозг, способный обрабатывать и хранить обширный информационный массив;
- уровень развития воображения – комбинировать, обновлять и трансформировать образы способно только воображение;
- подсознание.
Последний фактор всегда подключается при формировании ассоциаций. Целенаправленно извлечь из подсознания информацию невозможно. А вот в процессе рождения ассоциативного ряда к нему возникает прямой доступ.
Классификация
Первую попытку классифицировать ассоциации сделал Аристотель. Разработанная система оказалась настолько удачной, что в современном научном мире до сих пор не появилось ее альтернативного варианта.
Согласно трудам античного философа, выделяют 3 вида ассоциаций:
- по сходству – у предметов или явления должны иметься общие признаки (по форме, цвету, принадлежности, вызываемым эмоциям);
- по смежности – взаимосвязь возникает, если предметы близки во времени или пространстве (мама-ребенок, мандарины-Новый год, море-отпуск);
- по контрасту – признаки имеют противоположный характер (добро-зло, хорошо-плохо, весело-грустно).
В отдельную группу выделены ассоциации по смыслу. Они определяются личным опытом, а потому имеют индивидуальный характер. Такие связи становятся результатом переплетений сложных мыслительных процессов, анализа опыта и логических связей. Большинство людей не понимает смысла подобных ассоциаций.
Познавательные процессы на 90% связаны с ассоциативным процессом. К тому же ассоциативное мышление является неотъемлемой частью творческого развития и позволяет личности находить нетривиальные решения для сложных задач. Поэтому с детского возраста родителям нужно способствовать развитию кругозора, памяти, внимания и мышления своего чада, что положительно скажется на скорости возникновения и качестве ассоциаций.